Арабский мир: утро после бури

45 просмотров
Суббота, 21 мая 2011, 12:18
Андрей МиселюкАндрей Миселюк
политолог, директор Института социально-политического проектирования "Диалог"

18 мая исполнилось два месяца со дня принятия резолюции ООН (№1973) по Ливии. Коалиция все это время продолжает наносить бомбовые удары по ливийской территории (так коалиция трактует предусмотренное упомянутой резолюцией недопущение полетов ливийской правительственной авиации). 

Вместе с тем, ливийская оппозиция при массированной поддержке коалиции до сих пор не смогла добиться преимущества в борьбе с Каддафи. Его режим по-прежнему не повержен. 

Прогноз премьер-министра Турции Реджепа Эрдогана о возможности "иракизации" и "афганизации" ситуации на Ближнем Востоке и в Северной Африке оправдывается. 

Действия НАТО в Ливии продемонстрировали неготовность основных геополитических центров влияния эффективно реагировать на волнообразное распространение нестабильности в регионе. А также недостаточное понимание самой природы происходящего. 

Планы "военного обеспечения ситуации" на Ближнем Востоке очень опасны: специфика арабских стран такова, что военное вмешательство извне всегда контрпродуктивно. 

Очевидно, Запад не знает, что делать дальше. На прошедших недавно переговорах лидера ливийской оппозиции Мустафы Абдул Джалиля с президентом Франции Николя Саркози и главой итальянского МИДа Франко Фраттини было объявлено о проведении в Риме в ближайшее время конференции представителей международной коалиции. 

Цель конференции – выработка общей позиции по преодолению как ливийского, так и других кризисов в регионе. Ведь на повестке дня – вторая волна трансформаций в арабского мира. 

Первая волна 

Первая волна социально-политических изменений, начавшаяся в декабре прошлого года с событий в Тунисе, была по своему содержанию социальным протестом против авторитарных режимов, пораженных коррупцией. 

"Здесь не было никакой политической организации, деятельность которой привела бы к таким событиям. Не было участия и иностранных государств, не было и исламского фактора", – отмечает один из наиболее авторитетных российских востоковедов, академик Евгений Примаков. 

Контраст между гигантскими доходами правящей верхушки и уровнем жизни основной массы населения, масштабы коррупции, безработица, отсутствие перспектив для молодежи и эффективно работающих "социальных лифтов" – эти факторы стали основными причинами социально-политических волнений в странах Ближнего Востока и Северной Африки. 

К их началу в обществах ряда арабских стран накопилось большое недовольство многолетним пребыванием у власти местных авторитарных правителей. Большую роль в быстром распространении "арабской весны" сыграло широкое применение новейших технологий массовой коммуникации. 

Сочетание этих двух факторов обеспечило эффект домино в "экспорте арабских революций". Для начала организационно оформленных протестов часто достаточно было оперативно распространяемой в интернете и по телевидению информации о практическом опыте борьбы с такими же режимами в соседних странах. 

Немалую роль сыграла и информация о масштабах коррупции в целом ряде стран региона, появившаяся на "Викиликсе" и ставшая известной населению арабских стран. 

Большинство причин, приведших к нестабильности в регионе, и ныне существуют – в активной или "замороженной" фазах. Это значит, что предпосылок для полной стабилизации ситуации нет. 

Определенным исключением являются страны Персидского залива. Особенности их государственного устройства, а также значительные доходы от продажи нефти позволяют создать некий запас прочности для сохранения и (в случае необходимости) мягкой трансформации существующих политических режимов. 

Более того, имеющиеся ресурсы позволяют стабилизировать ситуацию и у соседей. Так, после угрозы возникновения масштабных волнений в Бахрейне, король этой страны получил помощь от своих соседей и партнеров по Совету сотрудничества арабских стран Персидского залива: Саудовская Аравия и ОАЭ направили в Бахрейн полторы тысячи своих военных и полицейских. 

На первом этапе революций требования демократических реформ стали производной от необходимости социально-экономических трансформаций. В то же время, они сформировали запрос на глубокие преобразования в арабском мире. 

Поскольку в ряде стран региона политическое поле было в той или иной степени "зачищено" от оппозиции (к примеру, "Братья-мусульмане" в Египте, набравшие 20% голосов на выборах в парламент, были объявлены президентом Хосни Мубараком вне закона), политические реформы в них протекали очень неровно. 

В некоторых странах правители ограничились перестановками в правительстве и обещаниями провести реформы (Иордания, Оман). В других многолетние авторитарные правители были вынуждены отказаться от власти под влиянием широких уличных протестов (Тунис, Египет). 

В ряде стран было объявлено о проведении масштабных демократических трансформаций – Сирия, Алжир. 

В странах Персидского залива для недопущения массовых волнений эффективными оказались значительные финансовые выплаты широким слоям населения. Так, в Кувейте в честь пятилетия правления эмира было объявлено об Amiri grant. Это единовременная выплата чуть ли не половине жителей Кувейта 1000 кувейтских динаров (3600 долларов США) и право получать бесплатную еду на протяжении 14 месяцев. 

Вице-премьер по экономическим вопросам Кувейта вообще предложил избавить всех граждан страны от необходимости платить за электричество, воду и телефонную связь. 

А в Саудовской Аравии король Абдалла ибн Абдель Азиз объявил о реализации пакета финансовых льгот общей стоимостью более 35 миллиардов долларов. В него вошли повышение зарплаты госслужащих на 15%, помощь безработной молодежи, а также гражданам Саудовской Аравии, обучающимся за рубежом, помощь семьям в поиске доступного жилья. 

И только в Ливии, где вооруженная конфронтация зашла слишком далеко, экономические стимулы, к которым прибег Каддафи, не стали фактором стабилизации. 

Начало реформ 

Вторая волна нестабильности арабского мира, которая все отчетливее дает о себе знать сегодня – это не протесты против старых авторитарных режимов, а требования реальных социально-политических трансформаций. 

Эти процессы начались в Сирии. Здесь президент Башар Асад отменил чрезвычайное положение, действующее в стране на протяжении 48 лет, отправил в отставку правительство и объявил о проведении в стране демократических преобразований. 

Оппозиция сочла эти уступки недостаточными. Со своей стороны Евросоюз объявил о блокировании банковских счетов и запрете на въезд в ЕС 13 высокопоставленным сирийским чиновникам, обвиненным в жестоком подавлении уличных протестов. 18 мая эти санкции поддержали и США. 

То есть, первые шаги навстречу, предпринятые одним из самых закрытых ближневосточных режимов, были встречены холодно – и внутри страны, и международным сообществом. Сирийский президент заявил о том, что протесты в его стране стали результатом некоего заговора извне. 

Очень большое влияние на дальнейшее развитие ситуации в Северной Африке и на Ближнем Востоке окажут осенние выборы в Египте. От того, как там будут развиваться события, во многом будет зависеть и развитие ситуации в регионе. 

Однако уже сейчас западный мир начинает пересматривать свою тактику "умиротворения". Так, президент США Барак Обама выступил в Госдепартаменте с программной речью о политике Вашингтона на Ближнем Востоке перед лицом "арабской весны". 

Социологические опросы, проведенные в арабских странах, свидетельствуют о преимущественно отрицательном отношении к США. В Египте, например, это связано с тем, что Вашингтон был союзником непопулярного прежнего режима. 

В США сделали соответствующие выводы. Обама в своей речи подчеркнул, что прежний подход Вашингтона – попытка сохранять статус-кво – лишь усиливает непопулярность США на Ближнем Востоке. Он пообещал масштабную экономическую помощь Тунису и Египту – двум странам, где арабские революции победили. В частности, он предложил списать большую часть египетского долга США. 

Это выступление – начало пересмотра отношения Запада к событиям на Ближнем Востоке в сторону более глубокого понимания сущности и специфики происходящих там процессов, в частности, исламского фактора. 

И в США, и в Европе начинают понимать, что привычное разделение на "демократов" и "анти-демократов" в арабском мире не работает. Если несколько вождей кочевых племен Ливии сговорились отобрать власть у представителя другого племени, это еще не означает, что заговорщики – демократы и реформаторы в привычном для Запада смысле. Даже если тот, против кого они восстали, – тиран с 42-летним стажем. 

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Реклама:
Информационная изоляция Донбасса или Еще один "грех" Facebook
Почему невозможно таргетировать рекламу в соцсетях по всей Украине (укр.).
̶Н̶е̶ для прессы. Почему Раде следует восстановить прозрачность
Как Банковая планирует дальше блокировать назначение Клименко руководителем САП
Руководство страны может попытаться использовать ручную комиссию сейчас, затянув назначение Клименко на несколько месяцев и переиграть уже даже утвержденные результаты (укр.).
Кредиты и ипотека во время войны
Как государство поддерживает тех, у кого есть кредиты в банках и что делать, чтобы не допустить массового банкротства после войны? (укр.)
Зеленое восстановление транспорта: удобно для людей
Какие принципы следует учесть при восстановлении городов, чтобы улучшить систему общественного транспорта? (укр.)
Запустите малую приватизацию в условиях войны. Что для этого нужно?
Зачем возобновлять процесс приватизации во время войны? (укр.)
Оккупанты воруют украинское зерно: поименный список мародеров
Кто помогает вывозить и какие компании покупают у россиян украденное украинское зерно? (укр.)