Специфика мажоритарных выборов 2012

23 просмотра
Пятница, 10 февраля 2012, 09:24
Андрей Самброс
руководитель лаборатории PR-технологий "Luman Group"

Ни для кого, ни секрет, что парламентские выборы 2012 года станут настоящим технологическим противостоянием между группой власти и группой оппозиции. При этом Партия регионов будет пытаться всеми правдами и неправдами создать условия избирательного процесса, которые позволят ей победить в большинстве мажоритарных округов.

В некотором смысле, украинская оппозиция подражает власти. Пытаясь создать образ "технического" решения проблемы своей раздробленности, она всерьез заявила о желании создать список кандидатов, которые будут выступать от объединенного оппозиционного фронта.

Надеюсь, доказывать тот факт, что в региональном плане оппозиция не имеет особого желания создавать компромиссные кандидатуры, нет необходимости.

Например, харьковским "Фронтом перемен" руководит Александр Давтян, который является весьма лояльным человеком к сегодняшней городской власти, а, следовательно, и к Партии регионов. Как вы думаете, пойдет ли он на переговоры с дважды обезглавленной – Юлия Тимошенко/Арсен Аваков – "Батькивщиной", по поводу выставления "единых кандидатов" по мажоритарным округам от оппозиции? Очень сомневаюсь...

Более того, Харьков не является единственным примером проблем построения единого оппозиционного списка в общегосударственном масштабе.

Но речь сейчас не об этом. Речь о технологиях.

Так вот, для того, чтобы реализовать технологию "передачи голосов" от одного оппозиционера к другому – недостаточно, чтобы список был действительно единым и устраивал всех субъектов оппозиционной конфедерации. Чтобы технология "единого" удалась, необходимо создать один общий межпартийный бюджет. Чтобы после избирательного процесса в рядах оппозиции сохранялось спокойствие.

А это, к большому сожалению, невозможно.

Невозможно в силу того, что оппозиционеры, которым на старте кампании намекнут на то, что они "не будут идти до конца", просто не будут платить деньги в общий бюджет, если такой будет существовать, или вообще не будут тратить деньги на выборы.

Это значит, что властям не составит особого труда ещё на старте кампании определить перечень "настоящих" кандидатов и объявить им "холивар".

Кроме того, не стоит забывать и том, что КПД от процедуры передачи голосов не превышает 5-10% при самом лучше раскладе – это знает любой мало-мальски грамотный политтехнолог.

Вот пример этой технологии в динамике, который я почерпнул из выступления главы партии УДАР.

Скажем, на выборах в мажоритарном округе баллотируются несколько кандидатов от оппозиционных сил – от "Батькивщины", "Фронта Перемен", "Свободы", "Нашей Украины", "Народной Самообороны" и так далее. Каждый пользуется своим бюджетом и строит собственную кампанию. За 45-30 дней до выборов во всех оппозиционерах-мажоритарщиках должен проснуться дух альтруизма – они должны отдать голоса за "самого популярного"/рейтингового политика.

В чем проблема, если не в деньгах, спросите вы?

Всё очень просто – кто и как будет определять самого "достойного", "популярного" и "сильного" оппозиционера в округе?

Ну, допустим, что в Украине будет несколько "чётких" округов, по которым будут идти политики из высшей галактической лиги. А что делать с обычными округами?..

В техническом плане можно было бы провести социологический замер и узнать: кто в округе является самым популярным кандидатом. Но кто будет проводить эти социологические исследования? Ведь заказчик мониторинга монополизирует право на провозглашение "единого" кандидата. А это ещё один дополнительный повод для распрей.

Реально, лучший шанс оппозиции по применению этой довольно бестолковой технологии лежит в плоскости подковёрной "торговли" округами: тот, кто сможет позволить себе переманить, купить или пообещать, например, должность – тот и станет "самым сильным" кандидатом от объединенной оппозиции в округе.

Вот и всё...

Власть занимается примерно тем же самым. Только у неё есть больше ресурсов, а поэтому её попытки изменить правила игры во время игры выглядят более солидно, хотя и более пугающе.

Какие ухищрения она готовит для Восточной Украины? А какие технологии она будет задействовать на Западной Украине? Вопросы на эти важные ответы мы получим довольно скоро – как только начнется официальная избирательная кампания.

О выборе избирателей

Где же искать правду украинскому избирателю? Где же место обычного гражданина во всех этих хитроумных схемах? – Нигде...

Избиратель в них – лишь единичка, ничтожно малая, по демократическим меркам, сила.

Хотя, возможно, стоит несколько переформатировать первый вопрос, поставив во главу угла не достижение правды, а достижение минимальной возможности влияния, которое должны оказывать избиратели на процесс циркуляции элит. Даже в таком номинально-демократическом обществе, как наше.

Получится следующая картина: для увеличения влияния со стороны обычных граждан, необходимо изменение правил игры. Ресурсы власти монополизированы, следовательно, правила игры определяют не граждане Украины.

А это, в свою очередь, значит, что мы попали в замкнутый круг – граждане не могут повлиять на политику, ибо у них нет механизмов, а механизмы находятся в руках у тех людей, которые не хотят ничего менять.

Что делать в такой ситуации?

По моему мнению, только со сменой персонального состава украинского парламента можно внести в него новые идеи. Должны быть новые оппозиционные кандидаты, должны быть новые кандидаты от власти.

Но никто не думает об обновлении своих политических проектов. Скорее наоборот – все думают об их глубокой консервации. Это показывает Партия регионов, которая от неуверенности меняет правила игры, как ей заблагорассудится. Это показывает и оппозиция, консервирующая себя идеей общего списка.

Необходимо искать новых кандидатов, необходимо искать "самовыдвиженцев", которые имеют прямое отношение к избирательному округу, которые могут представлять общественные организации или не самые популярные партии.

Почему, спросите вы? Ведь они, эти "новые", могут быть довольно посредственными законодателями и управленцами? – Потому, что лишь с новыми людьми приходит новая политика.

Нет новых людей – нет новой политики.

Нет новой политики – нет влияния со стороны граждан на государственные дела.

Нет влияния граждан – нет изменений к лучшему, нет той Украины, о которой многие из нас мечтают.

Конечно, власть будет отождествлять самовыдвиженцев на востоке с оппозицией – и они не смогут там пробиться. Конечно, на западе оппозиция будет говорить, что все самовыдвиженцы – это проекты сегодняшней власти.

Но по сути, именно самовыдвиженцы – это реальная альтернатива логике консервации партийных машин.

Можно прислушиваться к глашатаям власти и голосовать против "оппозиционного хаоса". Можно прислушиваться к оппозиции и голосовать за уничтожение "авторитарного режима".

Но можно прислушаться и к тем, кто решил не отождествлять себя с популярными партиями – к настоящим общественным лидерам, моральным авторитетам, продвинутому бизнесу, а не тому, который был построен бывшими коммунистами.

И голосовать за реальное улучшение жизни. Правда, не "сегодня", но уже в осязаемой перспективе.

Без новых политиков не будет новой Украины, а будет то же самое, что и до сих пор.

Только вывеску поменяют. И то, если денег хватит.

Андрей Самброс, специально для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Реклама:
Информационная изоляция Донбасса или Еще один "грех" Facebook
Почему невозможно таргетировать рекламу в соцсетях по всей Украине (укр.).
̶Н̶е̶ для прессы. Почему Раде следует восстановить прозрачность
Как Банковая планирует дальше блокировать назначение Клименко руководителем САП
Руководство страны может попытаться использовать ручную комиссию сейчас, затянув назначение Клименко на несколько месяцев и переиграть уже даже утвержденные результаты (укр.).
Кредиты и ипотека во время войны
Как государство поддерживает тех, у кого есть кредиты в банках и что делать, чтобы не допустить массового банкротства после войны? (укр.)
Зеленое восстановление транспорта: удобно для людей
Какие принципы следует учесть при восстановлении городов, чтобы улучшить систему общественного транспорта? (укр.)
Запустите малую приватизацию в условиях войны. Что для этого нужно?
Зачем возобновлять процесс приватизации во время войны? (укр.)
Оккупанты воруют украинское зерно: поименный список мародеров
Кто помогает вывозить и какие компании покупают у россиян украденное украинское зерно? (укр.)