"Статусный" пакет для телефона Порошенко

23 просмотра
Суббота, 13 сентября 2014, 11:23
Андрей Миселюк
политолог, директор Института социально-политического проектирования "Диалог"

Внесение на следующей неделе Петром Порошенко закона о специальном статусе территорий, находящихся под контролем "ДНР" и "ЛНР" – результат неформальной договоренности украинского президента с Путиным. "Статусная" проблема стала составной частью активного и при этом полостью закрытого торга между Киевом и Москвой.

Помимо нее здесь находились ратификация Соглашения об ассоциации с ЕС, поставки газа и вывод российских войск – фактических бенефециаров "независимости" двух анклавов боевиков на Донбассе.

В каком виде будет зафиксирован статус районов Донбасса, примерно треть от всего региона, удерживаемых боевиками? От ответа на этот вопрос зависит то, удастся ли трансформировать нынешнее хрупкое перемирие в настоящий мир. Поскольку с решением вопроса о статусе "ДНР" и "ЛНР" напрямую связана треть из 12 пунктов минских договоренностей 5 сентября.

Это улучшение гуманитарной ситуации на Донбассе, амнистия боевикам, проведение досрочных местных выборов на этих территориях, принятия и реализация программы экономического возрождения Донбасса.

За четыре с лишним месяца после начала АТО на Донбассе с целью вернуть захваченные боевиками территории под контроль Украины, центральной властью так и не были обнародованы ни четкие механизмы по возвращению этих территорий в состав Украины, ни программы развития и этих районов, и Донбасса в целом.

В то время как наличие четко сформулированной, обоснованной и подкрепленной аргументами позиции официального Киева о пути возвращения удерживаемых боевиками территорий под свой контроль, существенно усилило бы позиции Украины в минских переговорах. И, что еще чрезвычайно важно, – задало бы однозначную стартовую точку решения вопроса о статусе проблемных территорий.

В результате сегодня параллельно существуют и реализуются два противоположных подхода к решению проблемы "ДНР"-"ЛНР". Первый – позиция официального Киева, до принятия закона об особом статусе этих территорий существующая пока только в виде намерений и деклараций. В минском Протоколе это пункт №3 – "Провести децентрализацию власти, в том числе, путем принятия закона Украины "О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей" – закон об особом статусе.

Плюс намерение президента Порошенко на следующей неделе внести проект этого закона в ВР. При этом – опять же на уровне заявлений – акцент сделан на том, что Украина будет вести речь лишь о трети Донбасса, находящейся под контролем боевиков.

Боевики и поддерживающая их Москва свой пакет запросов к Киеву сформулировали по максимуму. Это "сохранение независимости с общим культурным, экономическим пространством с Украиной" и переписывание Конституции с учетом запросов "ДНР"-"ЛНР", а также активным участием в процессе последних.

Параллельно Москва призывает как можно скорее начать решать вопрос о статусе проблемных территорий путем переговоров между официальным Киевом и лидерами боевиков. Тем самым делается попытка закрепить успехи Москвы на минских переговорах по формализации представителей марионеточных "республик" в качестве полноправной стороны переговоров.

"Но разрывает телефон пространство без проблем…"

В этой ситуации президент Порошенко сделал ставку не на формализацию своего видения мирного урегулирования на Донбассе – как это было зафиксировано в его Мирном плане трехмесячной давности, а втянулся в закрытые неформальные согласования со своим российским коллегой.

С одной стороны – не предъявление общественности плана обустройства украинских территорий, временно находящихся под властью боевиков. С другой – регулярные, иногда ежедневные, телефонные переговоры по этому вопросу с хозяином Кремля.

Несмотря на то, что украинская сторона всегда проигрывала на полях неформального решения вопросов с Кремлём. Это правило за 23 года независимости исключений не знало.

И на то, что Порошенко не является полностью свободным в отстаивании оптимального для Украины подхода к урегулированию ситуации на Донбассе. Поскольку, сделав ставку на досрочные выборы в Раду и исключив тем самым введение военного положения, украинский лидер дал в руки российского визави сильный козырь для коррекции договорной позиции в сторону учета московских интересов.

В числе других козырей российского президента в "пакетном торге" с его украинским визави:

угрозы и первые практические шаги по ограничению поставок газа в Европу с целью недопущения его реверса в Украину;

фактический контроль российскими войсками трети территории Донбасса;

контроль над большим участком украинско-российской границы.

У Порошенко есть один сильный козырь – ратификация Соглашения об ассоциации с ЕС. Искусственное затягивание АП с ратификацией этого документа до середины сентября и объяснялось, с одной стороны, использованием Порошенко этого крайне чувствительного для россиян фактора в пакетном торге с Москвой.

А с другой – стремлением вручить "европейский бонус" своей партии в разгар избирательной кампании.

С ратификацией на следующей неделе в Раде этого Соглашения и принятием закона о временном порядке местного самоуправления на территориях "ДНР" и "ЛНР" понадобится уже новый "мирный план Порошенко-Путина", который будет включать в себя:

практическое введение положений закона о временном режиме в районах, подконтрольных "ДНР" и "ЛНР";

выведение регулярных российских войск с Донбасса – в Минске этот вопрос оказался полностью вынесенным за рамки договоренностей – стороны ограничились выведением за пределы нашей страны незаконных вооруженных формирований;

возвращение всей границы с Россией под контроль украинских пограничников с мониторингом этого процесса ОБСЕ.

Андрей Миселюк, Институт социально-политического проектирования "Диалог", для УП



powered by lun.ua
Монополия на лечение COVID-19 в Украине, или "молчание ягнят"
Пока ВОЗ объявляет миру солидаризированное клинические исследования по лечению COVID-19 и призывает к полному раскрытию полученных данных, в Укрпатент поступают заявки на выдачу патентов на лечение COVID-19. (укр.)
Пчелы хотят жить. Почему украинское пчеловодство под угрозой
Какие дополнительные регуляторные инструменты нужно ввести, чтобы защитить отрасль пчеловодства. (укр.)
Потребительский сектор и розничная торговля: как подготовиться к новым реалиям после COVID-19
Пять ключевых направлений, на которых нужно сосредоточить свои усилия, чтобы восстановить деятельность после карантина (укр.)
Программа 2020: зачем Украина меняет подходы к интеграции в Альянс
26 мая президент Украины утвердил Годовую национальную программу (ГНП) под эгидой Комиссии Украина - НАТО на 2020 год. (укр.)
Нужны ли служебные квартиры для судей?
Среди статей финансирования судебной системы в Украине есть расходы на обеспечение привилегий судей, среди которых – право на получение служебного жилья. Однако этот механизм не только дорого обходится бюджету, но и ставит под сомнение независимость судей. (укр.)
Турецкий прецедент: почему торговые войны могут выйти на новый уровень
Мировая система торговли столкнулась с крайне опасным прецедентом, который угрожает существенным обострением торговых войн. (укр.)
Что не так с украинскими тюрьмами
Европейский комитет по предотвращению пыток Совета Европы с 1988 года посещает украинские пенитенциарные учреждения. Ряд рекомендаций Комитета, в частности те, что касаются СИЗО, не выполняются более 20 лет. (укр.)
Реклама: