Конституционный коридор для выхода из Минска-2

38 просмотров
Понедельник, 07 сентября 2015, 13:58
Андрей МиселюкАндрей Миселюк
политолог, директор Института социально-политического проектирования "Диалог"

Проголосовав 31 августа за изменения в Конституцию в одном пакете с особым статусом отдельных районов Донбасса, Киев получил возможность при необходимости выйти из процесса выполнения Минских соглашений "сохранив лицо".

Голосование за изменения в Основной Закон при всей его значимости и важности – промежуточный тактический шаг в процессе решения глобального кризиса вокруг Донбасса. На который украинская власть была вынуждена пойти под непрекращающимся синхронным давлением – со стороны Берлина+Парижа и Москвы.

Время "Минска" истекает

Те, кто критикует голосовавших за изменения депутатов, как правило, не дают обоснованного и предметного ответа на то, каким образом Украине можно было уйти от этого шага.

Если говорить о предвыборных лозунгах и громких обвинениях очередного "режима" во всех тяжких – то да, в них недостатка, конечно, нет.

Тем более, что объективно говоря, оснований для претензий и к содержанию конституционных изменений, и к способу их "продавливания" – достаточно.

Но комплексная оценка факта голосования и его последствий позволяет утверждать, что, во-первых, на данный момент нельзя говорить о конечном результате процесса. С каким бы то ни было знАком – плюс или минус.

А во-вторых, проголосовав изменения Основного Закона, Киев подготовил себе путь к возможному отступлению из решения вопроса Донбасса по "рецептам" Минска-2. Поскольку эти "рецепты" имеют чётко обозначенный дедлайн – 31 декабря этого года.

Будучи с самого начала документом невыполнимым, по причине соединения в нем целого ряда взаимоисключающих положений, Минск-2 в целом выполнил свою функцию рамки, удерживающей конфликт в определенных границах.

В отличие от ситуации с "перезагрузкой" первых Минских соглашений сентября 2014 года, когда за три месяца до Минска-2 уже были очевидны причины такого шага, уже сейчас понятно: Минска-3 не будет.

Поскольку с двух минских попыток сторонам конфликта и европейским посредникам удалось определить и прочно зафиксировать основные принципы противостояния на Донбассе как очередного "замороженного" усилиями Москвы конфликта на постсоветском формате.

В целом в этом режиме оно поддерживается уже год.

И можно констатировать, что кремлёвским креатором "донбасской заморозки" удалось выполнить программу-минимум, закрепленную в обеих минских договоренностях: создать подконтрольные себе анклавы бывшей украинской территории, которые будут служить эффективным рычагом влияния на позицию Киева. Именно поэтому в Минске-3 необходимости нет.

Но Москве не удалось выполнить программу-максимум: на своих условиях "впихнуть" аннексированные было анклавы "ДНР"-"ЛНР" снова в тело Украины и получить возможность многократно увеличить ассортимент и эффективность давления на Киев через этих своих "агентов влияния".

И хотя Украины формально и сделала шаг в этом направлении, проголосовав за изменения в Конституцию в первом чтении, говорить о том, что Киев в конечном итоге действительно согласится в практическом плане инкорпорировать "великодушно" возвращаемые Москвой территории, не приходится.

Поскольку это неизбежно приведет к потрясениям такого масштаба, что события 31 августа у Верховной Рады покажутся небольшими трениями.

Одним из первых точную оценку значения голосования 31 августа для урегулирования конфликта до Донбассе дал бывший посол США в Украине  Стивен Пайфер.

"Очень важно, чтобы Украина выглядела стороной, которая делает все, что она может для имплементации Минских договоренностей. Потому что в конце года, когда люди спросят – почему Минск-2 провалился, Киев должен будет свалить всю вину на россиян и сепаратистов", – сказал он.

Это, по его убеждению, будет важно для дальнейшей поддержки Украины на Западе, в первую очередь в Европе, и продолжения экономических санкций против России.

Донбасская "многоходовка"

Однако не стоит думать, что проголосовав в первом чтении за изменения в Конституцию, Киев полностью обезопасил себя от обвинений в срыве Минских договоренностей.

Мол, боевики всё равно ведут обстрелы, не отводят технику, не обменивают пленных и (NB!) готовятся повторить прошлогодний трюк с сепаратистскими выборами. А потому без проблем получится обвинить именно их в срыве Минска-2.

Но поводов преждевременно успокаиваться у Киева нет. Как рекомендовал в своё время Игорь Тальков, "не спешите милые, не будьте так наивны – вращаются колесики, и не заржавлен пресс. Винтики на месте и работает машина с дьявольским названием КПСС".

За четверть века название машины, конечно, изменилось и она сама слегка модифицирована. Но принципы работы нынешних кремлёвских боссов остаются теми же, что и у их компартийных предшественников.

Наглядным и убедительным примером того, что у Кремля в "ДНР"-"ЛНР" "всё под контролем", служит то, что боевики прекратили массовые обстрелы абсолютно синхронно с голосованием в Раде за Конституцию.

Всё сработало как часы: украинский парламент изменил Конституцию 31 августа, и тут же, не теряя ни дня, в ночь с 31 августа на 1 сентября, боевики "вдруг" прониклись к "укропам" невиданным дружелюбием и прекратили обстрелы.

Это говорит о том, что в большой военно-дипломатической партии на Донбассе Кремль, образно говоря, "поднял перчатку", брошенную киевскими конституционными реформаторами.

И теперь Путин и московские пропагандисты рассказывают всему миру, что Украина голосует за "неправильные", не утвержденные Донбассом (!) изменения Основного Закона.

В то время, как "мирные ополченцы", мол, доказывают не словом, а делом свою готовность выполнять Минские договоренности…

Это, впрочем, не экспромт Кремля, а часть ранее достигнутой Москвой с Германией и Францией договоренности. Которая и была доведена до сведения президента Порошенко во время его визита в Германию 24 августа.

"Обмен любезностями" получился в целом в духе немецко-французских миротворческих усилий по урегулированию кризиса на Донбассе: Киев делает свой взнос в "миротворческую копилку" в виде изменений в Конституцию, пункт 11 Минска-2, Москва и боевики – свой в виде полного прекращения огня, пункт №1.

В результате этих шагов дальнейшие ставки в противостоянии Киева с Москвой на Донбассе существенно возросли, а цена возможных ошибок – сильно увеличилось.

С учетом этого, можно спрогнозировать, что Москва и дальше будет придерживаться курса по предъявлению миру преобразившихся формально самостоятельных субъектов донбасского конфликта. Этаких "ДНР"-"ЛНР" в овечьих шкурках".

И для того, чтобы не дать Киеву и Западу повода обвинить боевиков в срыве Минска-2, Кремль, как представляется, пойдёт на отмену выборов в "ДНР" и "ЛНР" 18 октября – 1 ноября.

Проведи боевики такие выборы – лучшего подарка Киеву для отмены голосования за Конституцию во втором чтении трудно и представить.

Именно поэтому Москва заставит боевиков дезавуировать свои заявления о проведении сепаратных выборов на этих территориях.

И когда уже этот шаг Москвой будет сделан, Киеву придется предъявлять действительно убедительные для Европы и остального мира аргументы того, почему голосование во втором чтении за изменения в Конституции в пакете с самовзрывающимся особым статусом Донбасса для Киева невозможно провести в принципе.

И лучше всего подготовкой таких аргументов заняться уже сейчас, чтобы потом не лепить впопыхах нечто неудобоваримое. Как для собственного общества, так и для остального мира.

Андрей Миселюк, директор Института социально-политического проектирования "Диалог", специально для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Реклама:
Информационная изоляция Донбасса или Еще один "грех" Facebook
Почему невозможно таргетировать рекламу в соцсетях по всей Украине (укр.).
̶Н̶е̶ для прессы. Почему Раде следует восстановить прозрачность
Как Банковая планирует дальше блокировать назначение Клименко руководителем САП
Руководство страны может попытаться использовать ручную комиссию сейчас, затянув назначение Клименко на несколько месяцев и переиграть уже даже утвержденные результаты (укр.).
Кредиты и ипотека во время войны
Как государство поддерживает тех, у кого есть кредиты в банках и что делать, чтобы не допустить массового банкротства после войны? (укр.)
Зеленое восстановление транспорта: удобно для людей
Какие принципы следует учесть при восстановлении городов, чтобы улучшить систему общественного транспорта? (укр.)
Запустите малую приватизацию в условиях войны. Что для этого нужно?
Зачем возобновлять процесс приватизации во время войны? (укр.)
Оккупанты воруют украинское зерно: поименный список мародеров
Кто помогает вывозить и какие компании покупают у россиян украденное украинское зерно? (укр.)