Недосчитались, или Почему не суждено заработать ГБР

1178 просмотров
Четверг, 13 апреля 2017, 09:30
Юрий Забара
адвокат, заслуженный журналист Украины

Прошел уже год со вступления в силу нового закона "О Государственном бюро расследований".

Датой отсчета – 29 февраля 2016 года – стало опубликование постановления кабмина №127 о создании ГБР. А 25 апреля 2017 года наступит еще одна дата – годовщина с того момента, как был объявлен конкурс на должности руководителей ГБР.

На сегодняшний день конкурс так и не закончен. Более того, в легитимности его проведения, как и в законности формирования самой Конкурсной комиссии, имеются обоснованные сомнения.

Напомню, что данный несуществующий орган призван решать задачи по предотвращению, выявлению, раскрытию и расследованию:

1) преступлений, совершенных служебными лицами, занимающих особо ответственное положение, в соответствии с частью первой 9-й статьи закона "О государственной службе", лицами, которых отнесено к 1-3 категории должностей госслужащих, судьями и работниками правоохранительных органов, кроме случаев, когда эти преступления отнесены к подследственности детективов НАБУ;

2) преступлений, совершенных служебными лицами НАБУ, заместителем Генпрокурора – руководителем Специализированной антикоррупционной прокуратуры (САП), или иными прокурорами САП, кроме случаев, когда досудебное расследование этих преступлений отнесено к подследственности детективов подразделения внутреннего контроля НАБУ;

3) преступлений против установленного порядка несения военной службы (военных преступлений).

Таким образом, в соответствии с законом в стране должен был появиться мощный правоохранительный орган, сочетающий в себе функции оперативного подразделения и органа досудебного расследования в отношении представителей высшего эшелона власти Украины.

Естественно, что действующая власть была заинтересована, чтобы на руководящих должностях стояли лояльные работники. Как ни странно, решить эту задачу должен был конкурс.

Конкурс как инструмент отсеивания неугодных

Как известно, не всегда важно, как голосуют; важно, как считают! Поэтому все началось с формирования так называемой Конкурсной комиссии.

И если во всем мире проведение конкурса подразумевает собой выявление лучших представителей на должность в ходе честной конкурентной борьбы, с независимой, беспристрастной и профессиональной оценкой достижений конкурсантов – то в нашей стране эта процедура превратилась в инструмент отсеивания неугодных.

И неважно, сколько ты баллов набрал в тестировании на знание законодательства, или какой у тебя уровень IQ – это просто формальность, информация к сведению членам комиссии. Ведь потом следует такая конкурсная процедура, как собеседование, за результатами которого за тебя просто не проголосует нужное количество членов Комиссии, причем безо всяких объяснений и публичной мотивации.

Яркий пример, из недавних "фарсов"– проведение Министерством юстиции конкурса на должность директора Департамента по вопросам люстрации. Ну, не смогли члены Конкурсной комиссии в ходе собеседований найти достойную их требованиям кандидатуру. Конкурс на эту должность объявлен уже в третий раз.

Но вернемся к вопросу создания ГБР.

Согласно профильному закону, формируется комиссия "квотным" образом: три человека от президента Украины, три от кабмина и три от парламента.

Основная деятельность ГБР связана с оперативно-розыскной деятельностью и досудебным следствием. Таким образом, члены Комиссии для надлежащей оценки знаний кандидатов должны сами иметь весомые знания в этой области и практический опыт работы в этой сфере.

Однако в Комиссию "попали", безусловно, уважаемые и авторитетные специалисты – но не в той сфере права, где должно будет работать Бюро.

Квота президента: Роман Андреевич Майданык, председатель Конкурсной комиссии – заведующий кафедрой гражданского права юридического факультета Киевского национального университета имени Тараса Шевченко. Виктор Афанасьевич Самохвалов – профессор кафедры теории права и государства юридического факультета Киевского национального университета имени Тараса Шевченко. Татьяна Владимировна Слипачук – с 2004 до 2011 г.– партнер ЮФ "Василь Кисиль и партнеры", руководитель практики международной торговли и международного арбитража. С 2011 по настоящее время – партнер ЮФ Sayenko Kharenko, руководитель практики международной торговли и международного арбитража.

Квота Верховной Рады: Бухарев Владислав Викторович – народный депутат, Фракция "Батькивщина", член Комитета ВР по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности; Дейдей Евгений Сергеевич – член фракции партии "Народный фронт", член Комитета ВР по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности. Опыт работы: с 04.2014 гг. – Главное управление МВД Украины, Киев – координатор батальона милиции специального назначения "Киев-1"; Паламарчук Николай Петрович – фракция "Солидарность", БПП. Первый заместитель руководителя Комитета ВР по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности, генерал-лейтенант милиции.

Квота Кабинета министров: Монастырский Денис Анатольевич – с 2005 – Хмельницкий университет управления и права (кафедра теории и истории государства и права). Севостьянова Наталья Илларионовна, первый заместитель Министра юстиции Украины. Стойко Иван Михайлович – советник Министра внутренних дел Украины, бывший руководитель Тернопольской обладминистрации.

И вот относительно двух членов Конкурсной комиссии, а именно: Бухарева и Стойко – и возник вопрос о наличии у них высшего юридического образования. Что характерно, этот вопрос возник на одном из заседаний у самих членов Комиссии. Впрочем, это обстоятельство не стало причиной приостановления проведения Конкурса, хотя сомнительность в его правомочности уже была "налицо".

Таким образом, при формировании состава и организации конкурсного процесса, Конкурсной комиссии, допущены нарушения 11-й статьи закона "О ГБР" (требование о наличии высшего юридического образования у члена Комиссии). Это может поставить под сомнение не только авторитет Комиссии и ее профессионализм, но и стать основанием для признания в судебном порядке ее неполномочной. А всех ее решений, принятых с участием "несоответствующих" требованиям закона членов – неправомерными.

И тогда создание ГБР начнется сначала – с формирования Конкурсной комиссии в новом составе...

Ну, а формирование нового правоохранительного органа будет снова отложено на неопределенное время. Как и начало его работы.

 

P.S. На сегодняшний день законность назначения двух членов Комиссии является предметом рассмотрения Окружного админсуда Киева.

Юрий Забара, адвокат, специально для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Реклама:
Информационная изоляция Донбасса или Еще один "грех" Facebook
Почему невозможно таргетировать рекламу в соцсетях по всей Украине (укр.).
̶Н̶е̶ для прессы. Почему Раде следует восстановить прозрачность
Как Банковая планирует дальше блокировать назначение Клименко руководителем САП
Руководство страны может попытаться использовать ручную комиссию сейчас, затянув назначение Клименко на несколько месяцев и переиграть уже даже утвержденные результаты (укр.).
Кредиты и ипотека во время войны
Как государство поддерживает тех, у кого есть кредиты в банках и что делать, чтобы не допустить массового банкротства после войны? (укр.)
Зеленое восстановление транспорта: удобно для людей
Какие принципы следует учесть при восстановлении городов, чтобы улучшить систему общественного транспорта? (укр.)
Запустите малую приватизацию в условиях войны. Что для этого нужно?
Зачем возобновлять процесс приватизации во время войны? (укр.)
Оккупанты воруют украинское зерно: поименный список мародеров
Кто помогает вывозить и какие компании покупают у россиян украденное украинское зерно? (укр.)