Накануне 8 марта: откровенно о роли женщин в политике

732 просмотра
Четверг, 07 марта 2019, 15:00
Оксана Чепижко Оксана Чепижко
сооснователь ОО "Re:Старт", исполнительный директор "Ассоциации защиты банков"

Так совпало, что через три недели после Международного женского дня украинцы будут выбирать президента. Чем не повод поговорить о роли женщин в нашей политике?

Сначала немного статистики. Согласно данным портала открытых данных Верховной Рады, в ВР нынешнего созыва примерно 12% женщин. Это больше, чем раньше (9%), но почти в два раза меньше среднемирового показателя (24%).

С влиянием женщин на принятие политических решений дела обстоят еще хуже. Согласно Global Gender Gap Index-2018 от Мирового банка, Украина занимает 97 место среди 149 стран. И это несмотря на гендерную квоту в 30%, которую на прошлых парламентских выборах так и не выполнили 20 партий из 29, участвовавших в гонке.

Если спуститься с национального уровня на местный, ситуация может показаться не столь печальной. По итогам местных выборов 2015 года в областных советах женщин-депутатов 15%, а в городских – чуть больше 18%.

Выходит, положительные изменения начинаются "снизу"? Как говорится, не всё так однозначно.

"Национальные особенности" участия наших женщин в политической жизни могут многое рассказать не только о гендерных стереотипах, но и, собственно, о самой политике. Со всеми её постсоветскими "искажениями" и, как следствие, двойной дискриминацией женщин.

Почему в местных советах женщин стабильно больше, чем в главном законодательном органе страны? Потому что партии предпочитают "отдавать" женщинам-кандидатам менее престижные места.

Общая закономерность такова: там, где, речь идёт о "ресурсных" должностях, принято апеллировать к политической целесообразности (что бы это не значило). Там, где место "не прокормит" – можно сыграть по правилам.

Возможно, чтобы избежать давления партийного руководства, женщинам-политикам будет выгодней избирательная система с открытыми списками? Тоже не факт, ведь им придется соревноваться не только за голоса избирателей, но и за партийный рейтинг.

Кстати, есть и такая закономерность: если партия выступает против определенных групп населения и склонна в своей деятельности к дискриминации, количество женщин в её рядах тоже будет уменьшаться.

Правый разворот к консерватизму и "традиционным ценностям" актуализирует общественные предубеждения: мол, политика – не женское дело. Если женщина – это прежде всего "хранительница очага", значит, уход в "мужскую" сферу автоматически превращает её в "плохую" мать, жену, хозяйку…

Даже попав во власть, женщины сталкиваются с якобы "традиционным" делением на hard и soft политику. Грубо говоря, оборонка, инфраструктура и экономика – мужчинам. Образование, медицина и (возможно) социалка – женщинам.

Плюс "стеклянный потолок". Как бы там ни было, но в 21 веке сделать топ-карьеру в политике нашим женщинам по-прежнему намного сложней, чем мужчинам.

Помните, как одну из женщин-кандидатов на президентский пост называли "единственным мужчиной в украинской политике"? Казалось бы, комплимент. А на самом деле – сегрегация. Как будто женщина в политике – это заведомо "второй сорт" и, чтобы победить, она должна "стать" мужчиной.

Между тем, как свидетельствуют некоторые международные исследования, именно женщины способны привнести в публичную политику уникальные качества, которые в итоге сыграют роль "предохранителей" от нездоровых перекосов.

К примеру, женщины на 20% чаще, чем мужчины, вкладывают ресурсы в будущее – главным образом, образование и здоровье детей. В силу двойной нагрузки (работа плюс домашние обязанности) и, как следствие, привычки экономить время, они больше склонны к устойчивому развитию, а не достижению быстрых результатов. Другими словами, ищут системные ответы на вызовы, а не "рубят с плеча".

Loading...

Парламенты, где женщин больше 40%, чаще принимают решения, которые способствуют инклюзивности, преодолению бедности, минимизации экологических рисков и "качественному" экономическому росту. Самые яркие примеры – парламенты Норвегии (в 2018 году – 41,4%) и Швеции (43,6%).

Правда, в этом вопросе существует еще один аспект – в некоторых странах, которые переживают непростые общественные процессы, либо конфликты, процент женщин в органах представительской власти достаточно высокий, (пример Руанды, Боливии, Никарагуа). К слову, это связано с желанием общества снизить градус напряжения.

Всё это – долгосрочные цели, которые у нас пока что стабильно проигрывают популистским обещаниям "снизить" и одновременно "поднять".

Поэтому участие женщин в принятии решений – не "вишенка на торте", а сверхактуальная задача для Украины.

Речь идёт не только о политике. Активных женщин-агентов изменений хватает и в бизнесе, и в журналистике, и в гражданском секторе.

Пришло время действовать?

Оксана Чепижко, специально для УП



powered by lun.ua
Политическое судилище над украинским воином: обращение общественных деятелей и организаций
Вызовы, стоящие перед Владимиром Зеленским на американском направлении, значительно серьезнее стоявших перед Петром Порошенко. (укр.)
Коротко о рынке M&A в Украине: здесь балом правит покупатель
За последние пять лет на рынке слияний и поглощений сделаны правильные шаги, но этого мало. Очевидно одно: в Украине сейчас рынок покупателя.
Банкротство и пустота
Министерство юстиции провалило процесс разработки порядка продажи имущества банкротов. (укр.)
Проскочить в прыжке: удастся ли партиям конвертировать потенциал президентских выборов?
В первом туре выборов президента избиратели скорее голосуют "за" кандидатов, которым симпатизируют, а во втором туре для значительного количества респондентов голосование рассматривается как выбор "против" соперника. Учитывая то, что внеочередные выборы в ВР проходят почти сразу после президентских, первый тур президентских выборов в 2019 году целесообразно рассматривать как стартовую позицию политических партий перед выборами в парламент. (укр.)
Налоговый рай и быстрый старт. Зачем начинать бизнес в Гонконге
Почему Гонконг привлекает предпринимателей? Сколько там стоит жилье и как открыть рабочую визу?
Порошенко и Зеленский: первый медиамесяц на посту президента
В первый свой месяц на посту президента Порошенко почти полностью сосредоточился на патриотической повестке дня и западном векторе политики. В отличие от него, Зеленский в свои первые 30 дней пытался охватить все общественные проблемы. Правда, при этом ширина их охвата не соответствовала глубине. Анализируем.
Зеленский, ликвидируйте коррупцию, а не орган природоохранного контроля
Украина находится среди самых грязных стран Европы и входит в десятку стран мира с наиболее высокими показателями смертности от болезней, которые провоцирует загрязненная окружающая среда. (укр.)