Партнерский сбор УП. Задонать на дроны и РЭБы

Чтобы стать президентом, готовь $ 71 000 000. И это без разворовываний

Понедельник, 17 ноября 2003, 17:53
Выборы в Украине не являются настолько уж "дорогим удовольствием" для государства, как это нередко пытаются подать сторонники разного рода "пролонгаций". Приблизительная сумма расходов из государственного бюджета на финансирование избирательных кампаний составляет в среднем 30 миллионов долларов США. Следовательно, расходы на проведение выборов составляют около 0,8 доллара США в расчете на одного украинского избирателя.

Вот и в этом году в проекте бюджета, принятом Верховной Радой в первом чтении, на президентские выборы в 2004 году предусмотрено выделить 158 миллионов 900 тысяч гривен. Что по курсу составляет те же 29,9 миллионов долларов США.

В то же время, на проведение следующих выборов президента Российской Федерации весной 2004 года российский Центризбирком требует приблизительно 165 миллионов долларов США. В перерасчете на количество россиян с правом голоса нагрузка составляет 1,5 доллара на одного избирателя.

Как видим, по меньшей мере в финансовом аспекте внимание к избирателям в Украине отличается от нашего северо-восточного соседа почти в два раза. Но, как считают в Комитете избирателей Украины, даже "украинская" сумма является достаточной для надлежащей организации процесса.

Другое дело, что для совершенствования (увеличение зарплат членам избирательных комиссий, их обучения, улучшения защиты избирательных бюллетеней, дальнейшей компьютеризации комиссий) стоило бы расходы из Госбюджета увеличить.

В любом случае, как считает руководитель Комитета избирателей Украины Игорь Попов, не стоит вместо всенародных выборов президента вводить избрание его парламентом, "дороже же будет".

Бедные здесь не ходят

Впрочем, для кандидатов, которые рассчитывают серьезно бороться за высшее кресло в государстве, избирательная кампания "достаточно" дорога. Если конкретнее, то, по оценкам экспертов из КИУ, такой кандидат должен иметь в своем распоряжении до 100 млн. долларов США для полноценной президентской гонки.

В эту сумму, правда, учтены также "приписки" и банальное хищение средств в избирательных штабах. А эти неписаные "статьи расходов", считают в КИУ, традиционно составляют до 40% всех расходов на кампанию.

"Чистая" же смета расходов кандидата в президенты Украины, по оценкам КИУ, будет составлять более 71 млн. долларов США:

- В 600 тысяч долларов обойдется одно только функционирование центрального штаба кандидата, которое включает аренду помещения, зарплаты, технику, транспорт и тому подобное.

- На 3 миллиона долларов потянет действующая сеть региональных штабов.

- 100 тысяч долларов нужно на сбор 1 млн. подписей.

- В 150 тысяч долларов выльется оплата "своих" членов территориальных избирательных комиссий (из расчета 2 человека в комиссии).

- Около 7 миллионов долларов - стоимость труда и обучение "своих" членов уже в участковых избирательных комиссиях (из расчета 2 человек в комиссии).

- 6 миллионов долларов нужно на оплату работы сети агитаторов.

- 10 миллионов долларов – оплата рекламы на центральных каналах телевидения.

- 5 миллионов долларов – оплата рекламы на региональном телевидении.

- 15 миллионов долларов – оплата рекламы в печатных СМИ и выпуск собственных СМИ.

- 10 миллионов долларов – изготовление внешней агитационной продукции.

- 2 миллиона долларов – агитационный тур кандидата.

- Наблюдатели на участках (по 2 чел. на участок), в свою очередь, "потянут" на свыше полутора миллиона долларов.

- Если будет решено применить такие "технологии", как "подставные" кандидаты, кандидаты-двойники, создание общественных движений-сателлитов, то для их финансирования нужно сравнительно немного – всего лишь 1 миллион долларов.

- И еще 10 миллионов долларов хорошо бы отложить "в чулок" - резервный фонд. На непредвиденные затраты, кризисный PR, взятки должностным лицам, наконец...

В результате один голос, по мнению КВУ, обойдется кандидату на главу государства в сумму от 3 до 20 долларов США.

Не все решают купюры

В своем исследовании КВУ старался учесть минимум средств, необходимый для технологического обеспечения более или менее результативной избирательной кампании. Вместе с тем, приведенные цифры не учитывают многих факторов, таких как действительный рейтинг кандидата, наличие "собственных" информационных, административных или человеческих ресурсов, степень противодействия со стороны конкурентов и т.п.

Развитие политического процесса накануне выборов и принципиальность последних, как отмечалось на пресс-конференции КВУ в понедельник, дают основания считать, что стоимость кампании может возрасти на несколько порядков от рассчитанной выше.

Но административный фактор в Украине может не только значительно удешевить кампанию для одних и сделать ее более дорогой для других. В отдельных случаях не помогут никакие деньги. Самый показательный пример – отказ в предоставлении телеэфира конкурентам власти.

Понятно, что не все кандидаты в президенты готовы выложить вышеописанные суммы. По той простой причине, что не все они борются за победу. И, по мнению Игоря Попова, можно будет выделить три типа будущих кандидатов:

- которые будут бороться за президентство;
- которые будут действовать по принципу "главное - не победа, главное – участие", рассчитывая, в то же время, на получение какого-то рыхлого кожаного портфеля за свое участие;
- для которых президентский избирательный марафон будет не больше чем хорошим заработком.

С другой стороны, не всем и не за все нужно платить. У того же Ющенко, как и у Симоненко, существует очень много "идейных" приверженцев, в том числе десятки тысяч одних только депутатов местных Советов, которые готовы работать бесплатно. Но штаб "Нашей Украины", как заметил лидер КВУ, "использует этих людей максимум на 10"%. Вместе с тем, делается ставка на те же технологии "за деньги".

В свою очередь, разработчики и создатели этих технологий приглашаются очень часто из-за границы. И сегодня, по словам Попова, в Киеве работают российские, французские, польские политтехнологи.

И хотя "варяги" получают гонорары выше, чем их украинские коллеги, они не выиграли ни одной из последних избирательных кампаний, как серьезных, так и несерьезных. А потому, делает вывод руководитель КВУ, оплата украинскими политиками их услуг – это деньги, пущенные на ветер.


Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования