Партнерський збір УП. Задонать на дрони та РЕБи

Вівторок, 7 червня 2005, 13:52
Монополистические наклонности днепропетровской бизнес-группы приобретают угрожающие масштабы для экономической безопасности Украины. Не успели утихнуть скандалы, связанные с настойчивыми попытками "Привата" создать монополию в украинской нефтяной промышленности и горно-металлургическом комплексе, как разгорелся новый скандал.

Теперь группа пытается установить полный контроль над отечественным производством ферросплавов. Учитывая, что два из трех объектов данной отрасли Запорожский и Стахановский заводы, уже находятся под непосредственным контролем "Привата", Никопольский завод ферросплавов может стать последним штрихом монополизации данного сектора рынка.



Двум ФПГ в одной области тесно

Конфликт между группой "Приват" и корпорацией Виктора Пинчука "Интерпайп" достиг своего апогея.

Несмотря на то, что обе структуры имеют общую малую родину – Днепропетровщину, отношения между ними всегда были натянутыми. Корни этих противоречий уходят еще в начало 90-х, во времена первичного накопления капитала.

"Приват" достиг экономического и политического могущества во многом благодаря поддержке бывшего премьера Павла Лазаренко. Пинчук же пользовался покровительством экс-президента Леонида Кучмы.

Получив практически неограниченные возможности, эти две ключевые фигуры в политической жизни государства, начали создавать свои бизнес-империи, стержнями которых и стали "Приват" и "Интерпайп".

Боголюбов, Мартинов и Коломойский начинали свой бизнес исключительно с банковской деятельности. К слову, произошло это по совету Сергея Тигипко. Поначалу весь их бизнес был сосредоточен вокруг "Приватбанка". Но, наладив тесные отношения с тогдашним главой Днепропетровской государственной администрацией Павлом Лазаренко, они получили широкие возможности заняться другими прибыльными видами деятельности.

К числу таковых в то время можно было отнести, прежде всего, нефтяную промышленность и горно-металлургический комплекс. А когда Павел Иванович был назначен главой правительства, группа начала развиваться еще интенсивнее.

Виктор Пинчук в большой бизнес тоже попал не без протекции. Будучи сначала гражданским зятем президента, он имел не меньшие возможности продвигать свои интересы. К тому же, когда главного лоббиста "Привата" сняли с должности премьера, и группа осталась без "политического прикрытия".

Изначально интересы "Привата" и "Интерпайпа" не пересекались, но чем больше эти группы увеличивались, тем тесней им становилось не только в пределах области, но и страны в целом. С точки зрения автора этой статьи, инициатором конфликтной ситуации была именно группа Коломойского. Поскольку за "Приватом" всегда прослеживались попытки монополизировать какой-либо сегмент рынка.

Сначала это был рынок нефтепродуктов днепропетровской области, потом добыча нефти уже в национальном масштабе. Далее - горно-обогатительная промышленность, и вот - производство ферросплавов. Многие аналитики считают, что это следствие целенаправленной схемы ведения бизнеса, которая в перспективе позволит получать сверхприбыли. Но для достижения поставленных целей на пути у "Привата" постоянно стоит Виктор Пинчук, который тоже не прочь обеспечить сверхприбыли своей семье.

Именно после того как структуры Пинчука сосредоточили под своим контролем акции "Никопольского завода ферросплавов", в Украине началась так называемая "ферросплавная война".

Изначально ферросплавная отрасль была разделена между структурами ФПГ зятя Леонида Кучмы и группой "Приват". Причем "приватовцы" контролировали не только горно-обогатительные комбинаты, поставляющие сырье производителям, но и два из трех ферросплавных заводов. Для полной монополии оставалось завладеть еще одним – НЗФ.

ОАО "Никопольский завод ферросплавов" занимает монопольное положение в Украине по производству электроферромарганца и силикомарганца.

Производственные мощности завода позволяют ежегодно выпускать более 1,2 млн. т продукции. Доля продукции НЗФ на мировом рынке ферросплавов составляет 11,5%.

Основными рынками сбыта являются Украина, Россия, страны Евросоюза, Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки, в которые экспортируется 70% продукции НЗФ.

В 2004 г. завод увеличил объем произведенной продукции на 17,6% по сравнению с аналогичным периодом 2003 г. – до 1 022,4 тыс. тонн.

Производство силикомарганца возросло на 8,9%, до – 708 тыс. т, ферромарганца – на 43,2% - до 314,4 тыс. т.

Уставный фонд ОАО – 75 884,5 тыс. грн., номинал 1 акции - 0,25 грн.


"Приват" до последнего надеялся, что НФЗ все-таки перейдет в их собственность, но в 2003 году завод в прямом смысле отдали Пинчуку.

Формально на покупку 50% + 1 акций "Никопольского завода ферросплавов" претендовало несколько юридических лиц - финансово-промышленный консорциум "Приднепровье", ОАО "Стахановский завод ферросплавов", коммерческий банк "ПриватБанк", ООО "Проминмед", ОАО "Запорожский завод ферросплавов" и ОАО "Орджоникидзевский горно-обогатительный комбинат".

Однако реально за ними прослеживались тени только двух финансово-промышленных групп — "Интерпайпа" Пинчука и "Привата" Коломойского.

Причем, "ПриватБанк" публично заявил, что готов заплатить за НЗФ 1 млрд. грн. Заметим, что к моменту продажи государством своего контрольного пакета "Приват" уже владел 13% акций "Никопольского завода ферросплавов". Однако новый собственник предприятия был определен заранее.

Перед "Приватом" просто захлопнули дверь - в условия приватизации вписали дополнительные пункты, согласно которым претендент на государственный пакет акций должен иметь опыт управления предприятием, подобным "Никопольскому заводу ферросплавов". Сложно сказать, найдется ли во всем мире хоть еще один претендент, кроме банка "Кредит-Днипро", входящий в структуру ФПК "Приднепровье" Пинчука, руководивший до этого заводом в предыдущие несколько лет, который удовлетворил бы этому требованию.

НФЗ был оценен в сумму 800 млн. грн. Пинчуку отдали завод за 400 млн. грн, то есть фактически в 2,2 (!) дешевле, чем предлагал "Приват". Наверное, если бы победила компания, не столь приближенная к президенту, то это не вызвало бы такого широкого недовольства. Наверное, и тогда многие понимали, что с точки зрения экономической безопасности, отдавать завод Коломойскому и компании, было чревато тяжелыми последствиями для всей экономики.

Но в действиях бывшей власти меньше всего прослеживается забота о национальных интересах, а вся ситуация напоминала открытый грабеж государственной власти. Это дало "Привату" по крайней мере моральное право продолжать борьбу, к тому же осуществлялось это под соусом борьбы за восстановление справедливости. С этого момента и началось противостояние между "Интерпайпом" и "Приватом".

Первым делом горно-обогатительные комбинаты, контролируемые группой, попросту отказались поставлять на НЗФ руду. Пинчука спасла сложившаяся благоприятная конъюнктура на мировых рынках.

Цена ферросплавов (НЗФ экспортирует 70% продукции) была и остается достаточно высокой, чтобы можно было себе позволить закупать сырье за границей. "Никопольский завод ферросплавов" стал попросту игнорировать местные ГОКи и ввозить сырье из Латинской Америки и Африки.

Горно-обогатительные комбинаты невостребованное сырье стали импортировать, но после разрыва с НЗФ, их рентабельность значительно упала. ГОКи во главе с "Приватом" через страницы деловой прессы стали требовать от правительства вообще запретить импорт руды из африканского Габона.

Это позволило бы посадить на крючок В.Пинчука, которому в такой ситуации ничего не оставалось бы делать, как упрашивать "Приват" возобновить поставки сырья на НЗФ. Но при президентстве Леонида Кучмы такой сценарий был маловероятным. Образовалась патовая ситуация. Суть ее в том, что владельцам ГОКов (т.е. группе "Приват") важно было получить контроль над НЗФ. А Виктор Пинчук для успешного ведения бизнеса желал установить контроль над сырьевой базой, то есть отнять у "Привата" ГОКи.

И грянул бой, смертельный бой…

С приходом новой власти, начались бесконечные разговоры о реприватизации стратегических предприятий украинской экономики. Сложилось впечатление, что у новой команды Виктора Ющенка полностью отсутствовала видение данной проблемы, а главное пути ее решения. Как и следовало ожидать, этими просчетами сразу же воспользовались наиболее сообразительные граждане. Начался банальный процесс передела собственности.

Не могло это обойти и Никопольский завод ферросплавов. Под лозунгами возвращения государству награбленного за времена президентства Леонида Кучмы, "Приват" начал масштабное судебное наступление на В.Пинчука с целью аннулирования приватизационного конкурса, по которому он получил полный контроль над НФЗ.

При этом "Приват" вовсе не стремится сразу же перекупить акции, группа вполне успешно может работать на предприятиях и без контрольного пакета акций. Стоит вспомнить, "Укрнафту", 50%-ный пакет, которой принадлежит государству, но которое лишено малейшей возможности не то, что бы определять, но и просто влиять на политику компании.

Суд таки признал факт недействительности сделки. Но "Интерпайп" также подала ряд исков к "Приватбанку". В итоге, как отмечает глава ФГИУ В.Семенюк: "сейчас на НЗФ сложилась сложная и неоднозначная ситуация, в частности существуют несколько судебных решений относительно собраний акционеров НЗФ, которые друг другу противоречат".

Сложившая ситуация позволила каждой стороне начать собственную игру, целью которой является скорее более психологическая дезорганизация противника. 5 мая было обвялено о собрании акционеров ОАО "Никопольский завод ферросплавов". Но "Приват" решил провести ее Орджоникидзе, а В.Пинчук в Никополе.

В обоих случаях для регистрации допускались только акционеры, поддерживающие одну из сторон. Основную массу журналистов, в том числе и автора данной стати, в залы, где проводились собрания акционеров, ни в Никополе, ни в Оржоникидзе не допустили.

Не смогла проникнуть в здание ДК Орджоникидзевского ГОКа, где проводили свое собрание сторонники Группы "Приват", владеющие порядка, как было сказано, около 13% акций ОАО, и народный депутат Лариса Полякова. Служба охраны и работники милиции ее попросту не пропустили в здание. Интересно было бы узнать, кто именно отдавал данное распоряжение сотрудникам правоохранительных органов, открыто нарушающее законодательство Украины.

Как сообщила Л.Полякова в интервью журналистам, она намеревалась вручить организаторам собрания решение суда г. Саки АР Крым о неправомочности его проведения в Орджоникидзе. Сами же представители группы "Приват" вообще отказались от комментариев.

По имеющимся данным, Сакский суд ООО "Славутич-Регистратор" запрещает составлять и передавать реестр акционеров ОАО "НЗФ" для проведения этого собрания, а также регистрировать акционеров (их представителей) для принятия участия в этом собрании, голосовании и принятии каких-либо решений по повестке дня.

Но "приватовский" судебный исполнитель, прибывший в Оржоникидзе, по данным информагенства "Українські новини", огласил абсолютно противоположные два решения – Бабушкинского районного суда г. Днепропетровска и Комсомольского суда Херсона о запрете в принятии каких-либо действий со стороны акционеров ОАО "НЗФ", препятствующих проведению собрания акционеров в Орджоникидзе, в том числе, путем проведения собрания во Дворце культуры НЗФ в Никополе.

Тем не менее "Приват" сумел собрать под свои штыки 27% акций Никопольского завода ферросплавов, которые и зарегистрировались на собрании в Орджоникидзе (Днепропетровская область). Об этом в частной беседе сказал один акционер НЗФ.

По всей видимости, на сторону "Привата" должен был стать и ФГИ, который после отмены приватизационного конкурса вновь владеет 50% плюс одна пакетом акций НФЗ. Заминка, по словам, представителя группы, заключалась в том, что для участия в собрании не зарегистрировался представитель Фонда государственного имущества, которому дана инструкция регистрироваться только после личного указания председателя ФГИ Валентины Семенюк, но которого так и не было.

В Никополе же собрание акционеров, по словам самих участников, прошло спокойно и в нормальной рабочей обстановке.

Прибывший в Никополь Виктор Пинчук прокомментировал происходящие события следующим образом: "Я не считаю сложившуюся ситуацию репрессией со стороны правительства. Просто кто-то хочет воспользоваться ситуаций неразберихи и себе кое-что прихватить. Наверняка есть коррумпированные бюрократы, которые этому способствуют. Я надеюсь, что украинская власть, также как и украинский бизнес заинтересованы в развитии украинского государства. А такие действия резко и катастрофически снижают инвестиционную привлекательность Украины".

Собрание подтвердило, что под контролем "Интерпайпа" сейчас находится около 73% акций НЗФ, а единственной гипотетической возможностью провести собрание в Орджоникидзе для группы Приватбанка является участие в нем ФГИ и регистрация его как владельца 50%+1 акция НЗФ в соответствии с данными из реестра акционеров НЗФ, который вела до 2003 года компания "Славутич-регистратор" и который считается утраченным.

Важную роль сыграло и то, что на сторону "Интерпайпа" стал председатель профсоюзного комитета НЗФ Юрий Логвинов. Именно он перед собранием заявил о планах "Привата" захватить завод с участием работников Орджоникидзевского и Марганецкого горно-обогатительных комбинатов. По его данным, силовой захват НЗФ запланирован на 13:00 5 мая.

По словам Логвинова, такое развитие событий может привести к столкновению рабочих НЗФ с горняками ОГОКа и МГОКа. Естественно он очертил пути выхода из сложившейся ситуации. По его словам, столкновения рабочих двух предприятий можно избежать, но если, конечно, представители Фонда государственного имущества откажутся от участия в незаконном собрании акционеров НЗФ в Орджоникидзе.

"Судьба НЗФ, его работников и всего города Никополя находится в руках ФГИ - сказал Логвинов. Как после таких речей Валентине Семенюк было отказать просьбам рабочих!

После такой эффективной PR кампании Виктор Пинчук заявил о поддержке правительства и назвал события на НЗФ победой. На очередном митинге в Никополе рабочих ОАО "Никопольский завод ферросплавов" он сообщил о результатах своей встречи с премьер-министром Юлией Тимошенко и вице-премьер-министром Анатолием Кинахом по поводу угрозы силового захвата Никопольского завода ферросплавов.

По словам Виктора Пинчука, Анатолий Кинах заявил, что стремится к тому, чтобы на НЗФ не произошло никаких несанкционированных действий. Виктор Пинчук завил, что с этой целью вице-премьер-министр обратился к министру внутренних дел Юрию Луценко и попросил обеспечить контроль над ситуацией.

Как отметил Пинчук, Юрий Луценко заверил, что контролирует ситуацию и беспредела не допустит. Он также заявил, что Анатолий Кинах также встретился с главой Фонда Госимущества Валентиной Семенюк. Председатель ФГИ сказала, что она с радостью отобрала бы пакет акций Никопольского завода ферросплавов, однако не видит на то оснований, и никому соответствующих указаний не давала.

Пинчук также озвучил информацию, что 5 мая в Орджоникидзе все-таки находился представитель ФГИ. Он действительно ожидал подтверждения от своего руководства, чтобы участвовать в нелегитимном собрании акционеров НЗФ и, таким образом, поддержать организаторов захвата завода.

Однако указания так и не поступило, и представитель Фонда Госимущества вернулся в Киев. Поэтому пока вокруг НФЗ публичных событий ожидать не стоит. На данный момент ключевые лица ведут закулисные переговоры с высшим руководством страны.

Как сообщалось, после встречи с Анатолием Кинахом Виктор Пинчук беседовал с Юлией Тимошенко. Сама премьер, как оказалось, досконально ситуацией по НЗФ не владела.


Кто выиграл и кто проиграл

Многие аналитики и эксперты склонны видеть данную паузу лишь подготовительными этапом для новой схватки за НЗФ. Но, скорее всего, победители и проигравшие уже определены, вопрос только в том на каких принципах будут строиться их дальнейшие отношения.

Сторонники приватизации "Приватом" приводят мнение юристов, которые считают, что у этой группы более сильные аргументы для того, чтобы добиться решения проблемы в свою пользу. Но, как и прежде, для определения победителя необходимо, прежде всего политическое благословение высшего руководства государства.

"Приват" добивался смещения менеджмента "Интерпайпа" и установления собственного контроля над НФЗ. Для этого необходимо было провести всего лишь одно собрание акционеров. Группа рассчитывала на поддержку ФГИ, поскольку без фонда само собрание было бы неправомочным. В последнюю минуту именно ФГИ "кинул" "Приват".

Трудно поверить, что данное решения Семенюк приняла самостоятельно. Скорее всего, это официальная позиция государства. Хотя председатель Фонда государственного имущества и заявила о недопуске на собрание акционеров Никопольского завода ферросплавов 5 мая представителей Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, но решительных мер по наказанию нарушителей не предприняла.

"Интерпайп" добилась главного - проблемой смены менеджмента НЗФ будет заниматься высшее руководство страны. Была создана рабочая группа по рассмотрению проблемных вопросов приватизации, возглавляемая первым вице-премьером Анатолием Кинахом, ровно через неделю должна была принять решение о путях преодоления конфликта.

"Мы контролируем ситуацию и не допустим там никаких действий, нарушающих наше законодательство", - сказал Кинах. Он также отметил, что правительство будет жестко противодействовать попыткам перераспределить собственность, нарушая украинские законы и законы рыночной конкуренции, независимо от фамилий и политических симпатий желающих перераспределить таким образом собственность. Между строк этого заявления можно прочитать, что "Привату" НФЗ не дадут.

При этом, в том, что власть займет сторону Виктора Пинчука, большинство экспертов не сомневается, кто выйдет победителем из сложившейся ситуации.

Но никто не исключает, что нескрываемые симпатии Тимошенко к представителям группы "Приват" могут сильно повлиять на окончательное решение.

Алексей Молдован, Центр политического анализа,

Читайте другие материалы автора на УП

Донецкое дерби: "ИСД" против "SCM"



Ранее переговоры о продаже контрольного пакета акций НФЗ велись с несколькими российскими инвесторами, в частности, с российским бизнесменом Виктором Вексельбергом.


Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування
Усі новини...