Больше оппозиций – хороших и разных!

19 просмотров
Пятница, 28 января 2011, 15:37
Василий Стоякин

Фраза, вынесенная в заголовок, была популярна в конце 80-х – начале 90-х годов среди функционеров КПСС. Смысл её прост: пусть оппозиция будет по возможности разнообразна, создаёт видимость наличия альтернатив – но не становится реальной альтернативой.

Партии регионов во всех смыслах далеко до КПСС. Но логика примерно та же: без "оппозиции вообще"– "разной" – не обойтись, у нас же демократия. Но вот сделать её "хорошей" – вполне реально.

Празднование Дня Соборности, в ходе которого оппозиционеры успешно расползлись по разным майданам, показало, что такая, приятная для ПР, перспектива – вполне реальна.

Две оппозиции на Востоке

На традиционный электорат Партии регионов могут претендовать две политсилы – КПУ и "Сильная Украина".

Коммунисты – соперник довольно опасный, хотя бы потому, что значительная часть нынешнего электората ПР в 1998-1999 годах голосовала за компартию. На парламентских выборах-2007 и на местных выборах 2010 года часть избирателей "регионалов" по разным причинам вернулись к КПУ. Нельзя сказать, что таких было много, но угроза очевидна.

Впрочем, коммунисты довольно предсказуемы в своих действиях и реакциях.

Например, они не могут не реагировать на разного рода идеологические вопросы и проблемы единства партии. Тот же взрыв памятника Сталину в Запорожье заставил коммунистов отвлечься от социальных тем. Точно также, не думаю, что Грача подкупили "регионалы": он давно начал деятельность, мало совместимую с сохранением единства КПУ. Однако, факт остается фактом – на активность КПУ можно влиять внешне совершенно невинными информповодами.

Значительно больше "регионалы" опасались усиления Тигипко, занявшего третье место по итогам президентских выборов.

Нейтрализовали его просто: соблазнив высоким правительственным постом и выпихнув в абсолютно бесперспективную нишу либерального реформаторства.

А поскольку либеральные реформы по определению "непопулярные", следует ожидать, что уже после пенсионной реформы от рейтинга Тигипко останутся "рожки да ножки".

Две оппозиции на Западе

На самом деле – полторы. В качестве "самой оппозиционной" силы выступает "Свобода". Но можно говорить и о зарождении менее радикального правого проекта, который был анонсирован Юрием Костенко и представлен на Европейской площади.

"Свобода" стала проектом, который портит кровь Юлии Тимошенко, начиная с приснопамятных выборов Тернопольской облрады.

Несмотря на явную несовместимость, в адрес "Свободы" звучали вполне благожелательные оценки и со стороны представителей ПР (Чечетов), и со стороны олигархов (Коломойский). Эта сила неплохо представлена в СМИ, но, при этом, ее представители ощущают на себе умеренное давление правоохранительных органов. Тут важно не путать близкий к КУН "Тризуб" со "Свободой".

Самой Партии регионов "Свобода", как оппозиционная сила, выгодна: своим радикализмом она способствует мобилизации избирателей Юго-Востока, но сама практически не выходит даже за пределы Галичины. Харьковский успех свободовцев связан с вполне конкретной ситуацией именно в этом городе.

Более того, "Свобода" постепенно смещается в нишу "региональной" силы, не рассчитывающей на реальный успех за пределами своего ареала. Во всяком случае, известные заявления Юрия Михальчишина можно понимать и так, что в "Свободе" уже не рассчитывают всерьез ни на победу на выборах, ни на "национальную революцию", но только на военную оккупацию Украины "бандеровской армией".

Что касается Костенко, то его заявление о создании правоцентристской силы в составе УНП, НРУ, "Нашей Украины" Наливайченко, и Кириленковской "За Украину", скорее всего, было реакцией на объединение части центристов вокруг Арсения Яценюка.

Опыт показывает, что в результате объединения 4-х правых партий появляется не одна, а еще одна – пятая – политическая сила.

В данном случае логичнее предположить, что фрагменты правой части спектра расползутся между БЮТ и "Фронтом перемен". Что, собственно, и произошло 22 января: костенковцы пошли на Контрактовую площадь к Яценюку, где уже были представлены УРП "Собор" и "Наша Украина", а "Гражданская позиция", "За Украину!" и "Народная самооборона" присоединились к Юлии Тимошенко на Софийской площади.

Две просто оппозиции

Это "Батькивщина" и "Фронт перемен", претендующие на общенациональное лидерство, хотя опираются, преимущественно, на запад страны.

Арсений Яценюк довольно уверенно чувствует себя в оппозиционной нише, эмоционально и аргументировано ругает власть. Хотя его президентская кампания была, скорее, неудачной, на местных выборах ему все же удалось переиграть "Сильную Украину".

Важным моментом является то, что Яценюк много внимания уделяет социальным факторам и мало – идеологическим. В этом отношении он очень напоминает Виктора Ющенко образца 2004 года: тот тоже молчал о НАТО, УПА и Голодоморе, зато много говорил на социальные темы – а потом резко критиковал Тимошенко за реализацию собственной же предвыборной программы.

Однако, вполне вероятно, что активность Яценюка выгодна Партии регионов.

Такие мысли навевает "тонкий намек" Анны Герман, что именно на Контрактовой площади 22 января собралась "правильная" оппозиция. Равно и появление там Петра Порошенко, наладившего неплохие отношения с ПР. А объединительный проект с "Европейской партией" Николая Катеринчука, партийными проектами Гриценко и Матвиенко, кажется, специально задуман для того, чтобы исключить продвижение ФП на Юго-Восток.

"Батькивщина" переживает нелегкие времена, но остается, все же, наиболее популярной и сильной, с точки зрения организационных структур, оппозиционной партией.

Пресловутые "репрессии", на которые, не уставая, жалуется Тимошенко, на данном этапе скорее работают ей на пользу. Да, выдержать такое давление тяжело, однако оно позволяет:

а) демонстрировать избирателям, кого именно боится власть: Яценюка ведь на допросы не таскают, хоть он и напрашивался;

б) получать регулярный доступ к СМИ: допрос – информповод, дефицит которых испытывают все не представленные в парламенте политики;

в) получить поддержку международного сообщества: не таскали бы на допросы – не было бы у ЕНП повода поддержать союзника.

Я уже писал, что главная беда "Батькивщины" состоит вовсе не в противодействии власти – Тимошенко не впервой быть в оппозиции. Проблема в отсутствии свежих идей, "полураспаде" региональных структур и общем имидже неудачницы, сформировавшемся за последние пару лет.

К тому же, в 2010 году Тимошенко слишком тесно привязала свои электоральные перспективы к западному региону, где ей приходится бороться с Яценюком и Тягнибоком.

Идеальная схема

Итак, идеальная, с точки зрения ПР, схема выглядит примерно следующим образом.

На Юго-Востоке лидирующие позиции занимает ПР, но её разрешается "подпирать" коммунистам. КПУ, конечно, ограничат в медиа-ресурсе, возможно, будут подкармливать Грача и других недовольных линией Симоненко радикалов – и в то же время постараются и не выпускать из коалиции. В конце концов, реформы, абсолютно неприемлемые для коммунистов, не особенно нужны и самим "регионалам". Более того, коммунистов можно представить МВФ как причину нежелания выполнять жесткие социальные требования.

Коммунисты же ограничены в возможности политического маневра. Как показал опыт Крыма, объединения с "Батькивщиной" против ПР, избиратели коммунистов пока не готовы простить. И это "пока", видимо, будет актуально и в 2012 году…

В центре страны влияние ПР также усиливается. В значительной мере – благодаря админресурсу. Слева регионалам может противостоять Соцпартия, а справа – "Фронт перемен". Главным оппонентом является "Батькивщина".

На Западе возникает подлинная многопартийность – "Свобода", "Батькивщина", "Фронт перемен", возможно – проект Костенко, которые "осваивают" националистический электорат. Причем "Батькивщину" тут уже "мочат" все, кроме собственно ПР.

В результате возникает парламент, в котором можно сформировать большинство из ПР и "Фронта перемен", с оппозицией справа ("Свобода") и слева (КПУ).

Как нетрудно заметить, места для Тимошенко в этой схеме не предусмотрено.

Очевидно, власть её все еще боится, и видит главным оппонентом.

Потому, в ближайшее время главной задачей власти является маргинализация "Батькивщины", превращение её в "партию воров и эмигрантов".

Василий Стоякин, директор Центра политического маркетинга, специально для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Информационная изоляция Донбасса или Еще один "грех" Facebook
Почему невозможно таргетировать рекламу в соцсетях по всей Украине (укр.).
̶Н̶е̶ для прессы. Почему Раде следует восстановить прозрачность
Как Банковая планирует дальше блокировать назначение Клименко руководителем САП
Руководство страны может попытаться использовать ручную комиссию сейчас, затянув назначение Клименко на несколько месяцев и переиграть уже даже утвержденные результаты (укр.).
Кредиты и ипотека во время войны
Как государство поддерживает тех, у кого есть кредиты в банках и что делать, чтобы не допустить массового банкротства после войны? (укр.)
Зеленое восстановление транспорта: удобно для людей
Какие принципы следует учесть при восстановлении городов, чтобы улучшить систему общественного транспорта? (укр.)
Запустите малую приватизацию в условиях войны. Что для этого нужно?
Зачем возобновлять процесс приватизации во время войны? (укр.)
Оккупанты воруют украинское зерно: поименный список мародеров
Кто помогает вывозить и какие компании покупают у россиян украденное украинское зерно? (укр.)