Хитросплетения парламентского правотворчества: наука подвешивать

522 просмотра
Среда, 20 апреля 2016, 09:22
Олег Постернак
руководитель Центра политической разведки, политтехнолог

Шум, поднятый лидерами "широкой оппозиции" касательно процедуры назначения Владимира Гройсмана и нового состава кабмина – весьма существенное политические дело.

Подчеркиваю, сугубо политическое, но никак не юридическое.

Обращения в Конституционный суд, громкие обличения в нарушении процедуры голосования вряд ли можно назвать разумными действиями в правовом русле.

Кандидатура премьера, министра иностранных дел и министра обороны действительно вносится президентом. Кандидатуры остальных министров вносит назначенный Радой премьер-министр Украины.

Заостряю ваше внимание на слове "вносит". Документ, подтверждающий внесение – это представление, которое направляется в аппарат Рады вместе с сопроводительными документами, биографией, декларацией и так далее. А ВР утверждает кандидатуру своим нормативно-правовым актом – постановлением.

Что тут странного, незаконного и удивительного? В соответствии с 7-м пунктом статьи 8 закона "О Кабинете Министров Украины" решение о назначении премьера, впрочем, как и остальных членов правительства, Рада принимает в форме постановления.

Представление президента на премьера и двух министров его квоты – один документ.

Постановление Рады – совершенно другой документ.

Пройдемся по документам. Для легитимизации нового состава кабмина 14 апреля Рада приняла три постановления:

1. Постановление №1093 "О кабмине", в котором ВР приняла отставку Яценюка и назначила премьером Гройсмана, параллельно отменив постановление, признающее работу правительства первого неудовлетворительной – абсолютно допустимое с точки зрения регламента действие.

Что тут неконституционного? Постановление с такой же резолютивной и мотивировочной частью Рада принимала 27 ноября 2014 года, назначая Арсения Яценюка на премьерский пост.

2. Постановление №1097 "О формировании состава кабмина", которым Рада одним пакетом назначает всех министров, в том числе министра обороны и министра иностранных дел, внесенных по Конституции президентом.

Где противоречие? ВР в соответствии с законом "О кабмине" имеет полное право голосовать одним списком персональный состав правительства.

Похожее постановление было принято Верховной Радой 2 декабря 2014 года, когда назначались министры второго правительства Яценюка. Справедливости ради, тогда министр обороны и министр иностранных дел определялись на должность отдельными постановлениями.

3. Постановление №1098 "Об увольнении с должностей членов кабмина".

Вот как раз с этим постановлением и связан любопытный казус. На его принятии 14 апреля настоял депутат Руслан Князевич, мотивируя это необходимостью выполнить требование 17-й статьи закона "О кабмине", в соответствии с которым члены правительства, которые находятся в отставке, освобождаются от своих должностей с началом работы новосформированного правительства.

Но тут есть один примечательный факт. В декабре 2014 года, принимая похожее постановление об увольнении министров первого правительства Яценюка – напомню, это происходило, как и в нынешнем случае, после голосования за новый состав кабмина – Рада не включила в него повторно назначенных министров: Петренко, Авакова и других.

В 2016-м, после того, как Рада назначила в правительство Гройсмана некоторых старых министров – Климкина, Полторака, Авакова, Петренко и других – следующим своим постановлением она освободила их со своих должностей.

Логично предположить, что парламент уволил их как министров, работающих в правительстве Яценюка, но это лишь косвенно истекает из сути документа. Рядом с фамилиями уволенных указываются их непосредственные должности, на которые они же были назначены несколько минут ранее.

Не проще ли было принять общее постановление о прекращении работы прошлого состава правительства?

И почему тогда в 2014 году переизбранного в новый состав министра внутренних дел Авакова, к примеру, не включили в список уволенных из первого правительства Яценюка?

Возможно, этим юридическим маневром сознательно была создана подвешенная ситуация, которую используют для шантажа и обеспечения должной лояльности, а нестыковку представят как процедурную издержку кропотливой парламентской кухни.

Вся эта история в который раз доказывает, что манипуляции юридическими тонкостями и правовой нигилизм дают неоценимый ресурс для ручного управления ситуацией.

Власть тьмы снизу, тьма власти сверху. Всё как всегда.

Олег Постернак, политический эксперт и консультант, кандидат исторических наук, специально для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Реклама:
Информационная изоляция Донбасса или Еще один "грех" Facebook
Почему невозможно таргетировать рекламу в соцсетях по всей Украине (укр.).
̶Н̶е̶ для прессы. Почему Раде следует восстановить прозрачность
Как Банковая планирует дальше блокировать назначение Клименко руководителем САП
Руководство страны может попытаться использовать ручную комиссию сейчас, затянув назначение Клименко на несколько месяцев и переиграть уже даже утвержденные результаты (укр.).
Кредиты и ипотека во время войны
Как государство поддерживает тех, у кого есть кредиты в банках и что делать, чтобы не допустить массового банкротства после войны? (укр.)
Зеленое восстановление транспорта: удобно для людей
Какие принципы следует учесть при восстановлении городов, чтобы улучшить систему общественного транспорта? (укр.)
Запустите малую приватизацию в условиях войны. Что для этого нужно?
Зачем возобновлять процесс приватизации во время войны? (укр.)
Оккупанты воруют украинское зерно: поименный список мародеров
Кто помогает вывозить и какие компании покупают у россиян украденное украинское зерно? (укр.)