Партнерский сбор УП. Задонать на дроны и РЭБы

Два в одной трубе: анатомия украинско-российских газовых отношений

Понедельник, 12 ноября 2001, 12:02
"Смесь политики и газа может оказаться взрывоопасной для премьера Кинаха", - такое мнение все чаще можно услышать в кулуарах власти. Однако самого премьера, по всей видимости, это пока не беспокоит. А может быть, он прав? Ведь лично для него, как для политика и бизнесмена, украинско-российские газовые отношения складываются более чем успешно: он влиятелен, он добивается поставленных целей, наконец, он дает заработать нужным людям…

Всего месяц назад премьер-министры Украины и России Анатолий Кинах и Михаил Касьянов завершили многомесячный переговорный марафон и подписали ряд важных окологазовых соглашений: "Об условиях реструктуризации украинской задолженности за поставленный ранее российский природный газ", "Об условиях резервных поставок и оплаты российского природного газа в Украине в 2001 году", "О гарантиях транзита российского природного газа по территории Украины" и "О дополнительных мерах по обеспечению транзита российского природного газа по территории Украины".

Особенностью пакета этих соглашений есть то, что ни о какой реструктуризации долгов не может быть и речи, если последние три не будут ратифицированы ВР. И вот на прошлой неделе стало известно, что Комитет Верховной Рады по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности рекомендует парламенту ратифицировать Соглашения между Кабинетом Министров Украины и правительством Российской Федерации. Как тут поступит парламент, подтвердит ли успешность проводимой правительством линии или опровергнет? Специалисты намекают, что решение, если и будет положительным, все равно будет иметь непредсказуемые последствия, ибо, "во-первых, здесь слишком много политики и, во-вторых, - слишком много личных интересов и амбиций".

Российско-украинские переговоры о погашении газовых долгов ведутся с момента распада СССР и до сих пор, т.е. уже около 10 лет. В течение этого периода менялись премьеры и условия долговых платежей, однако неизменной оставалась тенденция роста самого газового долга. В декабре позапрошлого года в Украине сменился очередной премьер. Для В.Ющенко, как он сам говорил, было делом чести "урегулировать раз и навсегда" газовые отношения с РФ. В итоге подготовка собственного долгового соглашения стала одним из его первых серьезных дел на новом посту… и первым поводом для критических выпадов президента Кучмы.

Подписано было два соглашения. Одно обеспечивало транзит газа в Европу, другое гарантировало Украине необходимый объем поставок "Газпрома". Стержнем этой конструкции было обеспечение газового баланса Украины в объеме 78 млрд. куб. м и запрет реэкспорта сырья в Европу. Несколько месяцев правительства двигались к тому, чтобы Верховная Рада ратифицировала соглашения и договоренности о реструктуризации старого долга, который намечалось оформить в евробонды "Нафтогаза Украины", гарантированные государством.

Комментировавшие это соглашение эксперты, тогда резонно замечали, что, хотя взятые Украиной на себя обязательства и были достаточно "напряженными", главные последствия такого шага заключались в другом. "Экономика этой страны обрушится, поскольку ее относительный рост в последние годы был достигнут, мягко говоря, за счет перераспределения российских энергоресурсов", - такой пессимистический сценарий развития ситуации прогнозировал в начале 2001 года президент российского Совета по внешней и оборонной политике Сергей Караганов.

Действительно, газовое соглашение в сочетании с прежней экономической политикой привело бы именно к сформулированным последствиям. Но в представлении В.Ющенко задача в том и состояла, чтобы освободиться от российского патернализма, "стать платежеспособной страной" и таким образом "раз и навсегда" покончить с долгами. При такой постановке цели отечественную экономику ожидала настоящая революция, ибо "стать платежеспособными" должны были прежде всего лица, сколотившие, по оценкам осведомленного экс-главы "Нефтегаза Украины" Игоря Бакая, на операциях с российским газом целые состояния.

За полтора года, прошедшие со времени подписания соглашения Ющенко, парламент так и не удосужился их ратифицировать. Почему? Ответ напрашивается сам собой. Власть оказалась политически просто не готова перевести экономику в режим рыночной конкуренции и раз и навсегда отказаться от роли "администратора", перераспределяющего российские ресурсы.

В рамках сохранения старых "хозяйственных механизмов" переговорные успехи премьера Кинаха "поразили воображение" не только российских аналитиков, но и их украинских коллег. Во-первых, ему, в отличие от В.Ющенко, удалось уклониться от трансформации корпоративного долга в государственный. На доступном языке это означает, что все то, что было в прошлом разворовано "госкоммерсантами" через близкие к власти фирмы, будет повешено не на баланс госбюджета, а записано в долг номинально частной компании. Которую затем можно будет и обанкротить.

Но даже если от банкротства "отвертеться" не получится, то форма реструктуризации долга в любом случае позволяет растянуть удовольствие погашения долга на целых 12 лет. А за 12 лет может случиться очень многое: как говаривал Ходжа Насреддин, "за столько лет кто-нибудь из нас уж обязательно умрет - или я, или эмир, или этот ишак". Это, во-вторых. Наконец, в-третьих - Россия перестает настаивать на введении Украиной запретительной пошлины на экспорт газа. Это означает, что Украина сможет легально продавать на Запад "добываемый в стране газ".

Примечательно, что еще в прошлом месяце посол РФ в Украине Черномырдин настаивал: "Россия никогда не согласится с тем, чтобы Украина реэкспортировала российский природный газ в третьи страны или экспортировала свой – в условиях его недостаточной добычи для обеспечения своих потребностей". Но не исключено, что на такую уступку РФ пошла не только в интересах Украины, но и в "приватных" интересах российских чиновников-коммерсантов.

Независимые российские наблюдатели, впервые узнав о деталях дипломатического поражения своего премьера, предложили "изучить вопрос" национальным спецслужбам. Пытаясь оправдаться перед соотечественниками, кремлевские чиновники тут же сослались на то, что Россия пошла на договоренности, несколько ущемляющие ее интересы, по причине высшей, "геополитической" целесообразности.

Другими словами, в Кремле решили, что если цивилизованные рамки сотрудничества слишком тесны для украинцев, то следует к Украине применить ту же схему, что и к Белоруссии: прощение долгов в обмен на влияние. Такого объяснения для российского общественного мнения оказалось достаточно. "Видимо, ситуация декоративного суверенитета, так сказать – суверенитета за чужой счет, ибо газовые долги – одна из несущих опор украинской экономики, пока действительно является оптимальной для сохранения российского влияния", - поставили точку в критике своего правительства российские аналитики.

Впрочем, украинские эксперты не считают, что Россия была слишком уж бескорыстна. Немаловажная деталь современного этапа украинско-российского сотрудничества – сближение военно-промышленных комплексов двух стран. Поэтому одним из условий российской газовой уступчивости, как полагают наблюдатели, могли бы быть обещания украинской стороны "не выходить" из сферы стратегического влияния соседа.

Остававшийся открытым принципиальный вопрос – о будущем формальном собственнике "трубы" – как считают в Украине, не должен сбивать с толку. Компетентные лица и раньше подозревали, что причины уступок России базируются на неоглашенных обещаниях украинской стороны "дать зеленую улицу российскому капиталу в приватизации энергогенерирующих и энергораспределяющих станций и газотранспортных систем".

Во время визита премьер-министра Кинаха в Вашингтон в конце октября замыслы официального Киева еще больше прояснились. "Украина изучает возможность приватизации или передачи в концессию украинской газотранспортной системы, чтобы таким образом привлечь иностранные инвестиции для повышения конкурентоспособности этой системы…

В любом случае Украина сохранит за собой управление и контроль за деятельностью газотранспортной системы, ибо она является национальным достоянием государства", - так прокомментировал А.Кинах свое видение как дальнейшей участи "трубы", так и объема "доли", которая будет предложена на откуп местным олигархам.

Собственно, этого резюме Кинаха как раз недоставало, чтобы украинско-российские газовые соглашения обрели некую завершенность. Однако до полной ясности еще далеко.

Прежде всего, из-за того, что в самой России пока не решили, как воспользоваться газовыми активами Украины. Ибо реформа "Газпрома", под которую "выстраивали" упомянутые выше соглашения, кажется, снова откладывается. Поэтому не исключено, что ратификация договоров в Верховной Раде будет пока никому не нужна.

Читайте на ту же тему

Газопроводы в концессию Предлагает иностранцам Украина

Россия и Украина – на грани вскрытия переговорного пакета

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования