Партнерский сбор УП. Задонать на дроны и РЭБы

К международному дню свободы прессы. Немецкий пример для Украины

Пятница, 3 мая 2002, 17:58
В Германии четко и без исключений следуют принципу - демократическое государство работает отдельно от СМИ. И попробуй объяснить им, что такое медиа-рупор той или иной партии (не будем показывать пальцем), или неожиданная и случайная проверка налоговой службы, которая заканчивается тем, что издание исчезает из информационного пространства.

В статье 5 Основного закона Германии гарантируется свобода слова и прессы, а также право на получение информации из общедоступных источников. Цензуры нет. Скромный работник украинских средств массовой информации о таком только мечтает.

В той же статье 5 Основного закона, которая для деятельности СМИ Германии просто как "Отче Наш", записано - "каждый имеет право высказывать свое мнение словом, изображением и свободно ее распространять [...] Каждый имеет право из общедоступных источников получать информацию без препятствий". Согласно этим положениям, государственного контроля над СМИ нет, и не может быть. Его и нет.

В Германии приблизительно 400 названий газет, но плюс к этому существует понятие "публицистической единицы". Представьте себе такую картинку: небольшой городок имеет свою городскую газету, которая сообщает о новостях города. Рядом такой же городок, в котором издается такая же газета, с такими же новостями. У этих газет разные только названия и иногда события, однако, выпускаются они одной редакцией. Следовательно, названия разные, а публицистическая единица одна.

Большая часть населения читает ежедневные региональные газеты, 70% немцев с 14 лет читают одну и ту же газету, 60% - это читатели региональной прессы, и вместе с тем количество тех, кто газет не читает, увеличивается. По сравнению с таким высоким показателем популярности прессы, "качественную" прессу читает только 5,4% населения (качественная пресса - "Ди Вельт", "Франкфуртер Альгемайне", и т.д.), вместо этого очень популярна "бульварная пресса" ("бульварная" - массовая пресса, которая характеризуется небольшим объемом материалов, доступным изложением, высокой развлекательностью, актуальностью - "B.Z.", "Бильд Цайтунг", и т.д.). По словам Бундесканцлера Герхарда Шредера, чтобы победить на выборах ему нужно только телевидение и "Бильд Цайтунг". Классическая "желтая пресса" - "Бульвар Цайтунг".

С радио и телевидением ситуация еще более интересная. В Германии эти два средства массовой информации неотъемлемые друг от друга. В Германии 16 земель, и у каждой есть своя радиостанция. Конечно, это дорого, но очень эффективно. Так же и студии телевидения, которые, как правило, выполняют роль высококачественных региональных газет. Децентрализованная телерадиосистема страны имеет два направления - публично-правовые каналы, которые не зависят от государства и являются более популярными, чем частные - второе направление электронных СМИ. Для контроля за более-менее разрозненными телекомпаниями создан союз ARD. Телекомпании 16 земель Германии входят в одну организацию - ZDF.

У государства нет ни одного подконтрольного ей электронного СМИ, в ее задание входит издание лицензии на 7 лет (перелицензирование проходит через 7 лет, в течение этого срока СМИ не может быть лишено лицензии) и создания контроля над деятельностью телевидения и радио на уровне Федеральной земли. Частные каналы на региональном уровне не создаются, это невыгодно экономически, ведь сеть частных каналов подключена ко всем региональным подсистемам. С финансированием телекомпаний все очень просто - зрители платят абонплату: - смотришь - плати. Но, как правило, даже если ты и не смотришь, ты все равно платишь, потому что если у тебя есть телевизор ты все равно какой-нибудь канал да смотришь. Размер абонплаты определяет сам канал, тарифы утверждает земельное правительство. Граждане с низким достатком абонплату не платят, за них платит государство. Плюс, конечно, большая статья дохода - реклама.

Один из самых больших частных телехолдингов - SAT1, в который входит 4 канала - SAT (канал семейного телевидения), RPO7 (молодежный канал), Кабель-1 (где крутят, как правило, ретрофильмы), и канал N24 (круглосуточный канал новостей). На рынке информации холдинг SAT1 занимает 2-3 место, с долей 13,3% от всего информпотока. В 2001 году холдинг заработал 3,5 миллиарда евро прибыли, а расходы в 2001 составляли 2,5 миллиарда евро (при чем, канал N24 прибыли не приносит).

Частные каналы в период предвыборной кампании, которая сейчас разворачивается в Германии в связи с выборами в Бундестаг в сентябре этого года, обязаны "крутить" политическую-кампанию в течение последних 6-8 недель в пропорции - 10 роликов коммерческой рекламы - 1 ролик политической рекламы.

Пример деятельности публично-правового канала - "Дойче Велле". Телеканал, основанный в 1953 году в Кельне, начинал свою работу как радиокомпания, ведет вещание 26 часов в сутки 30 языками (немецкий и английский языки имеют приблизительно одинаковый объем вещания, плюс два часа в эфире испанский язык), понятие "прайм-тайм" на канале не существует, потому что в каждой стране свой прайм-тайм. Сейчас "Дойче Велле" насчитывает около 400 сотрудников в Берлине, которые работают на ставке, (плюс 800 - на гонорарах), и 1300 сотрудников в Кельне (400 на гонорарах), финансируется канал из бюджета.

Начинающий журналист на канале получает от 1,500 тысяч евро в месяц, за все время работы он может дослужиться до генерального директора, с зарплатой в 10 тысяч евро и выше.

Большое внимание "Дойче Велле" уделяет вещанию в кризисных регионах, таких, как Македония, Афганистан. Проблемы с вещанием украинской службы "Дойче Велле" состоят сугубо в финансовых возможностях, однако руководство канала не тревожит факт, что информацию о Украине готовит польская или московская служба канала, и в связи с этим никакого искривления информации не видит.

Относительно развития Интернет-СМИ, то немецкие специалисты прогнозируют падение бума, такое же стремительное, как и рост. Интерес к онлайновым изданиям в Германии резко возрос в конце 90-х лет, однако прибыль такие издания получают очень незначительную, часто не могут содержать себя сами и поэтому прекращают свою деятельность.

Визитная карточка СМИ Германии - журнал "Шпигель", в его редакции говорят, что "немецкие политики узнают информацию о своих коллегах, читая в понедельник свежий номер "Шпигеля". Главный офис издания находится в Гамбурге, в 10 часов во втором по важности Берлинском представительстве проходит традиционная "видеолетучка" с главной редакцией. Тираж журнала еженедельно составляет 1,100,000 экземпляров (главный конкурент - "Фокус" - имеет тираж в 750 тысяч экземпляров).

Информационная политика редакции заключается в получении информации главным образом из-за кулис политических событий, в конечном счете, и преимущество журнал отдает событиям, о которых мало кто что знает. В штате "Шпигеля" работает 300 обозревателей, 30 из которых работают за границей. Первую страницу журнала готовят 3-4 человека, тему, которая выносится на первую страницу, определяет главный редактор. Специальных выпусков в "Шпигеле" не бывает, а номер, посвященный событиям 11 сентября, разошелся тиражом в 1,500,000 миллионов.

В редакции "Шпигеля" существует так называемый Экспертный отдел, которому нет аналогов ни в каких других СМИ Германии. Через этот отдел проходит каждая статья, которая появляется в журнале, где проверяется на ошибки фактаж статьи. Говорят, что отдел работает довольно эффективно, однако в статье, посвященной немецким грабителям, задержанным в Украине, Львив назвали чему-то Львов, а Ривне - Ровно. Наверное, не заметили.

Вообще, события в Украине "Шпигель" освещает сугубо через Московское бюро, и создавать Киевское бюро не планируется ближайшие 5 лет. Последняя статья об Украине в "Шпигеле" появилась в январе 2002 года, посвящена свободе слова. Внимания парламентским выборам уделено не было.

"Шпигель" живет рекламой, к тому же 50% акций журнала владеют работники журнала. Человек, который проработал в издании как минимум 4 года, получает право на владение частью акций, если же он увольняется - акции автоматически возвращается в редакцию. Ни какого способа давления на "Шпигель", как СМИ, нет и быть не может. Хотя нет, один все-таки есть - игнорирование журнала. Гельмут Коль в свое время обиделся на журналистов "Шпигеля", и до конца пребывания на должности Бундесканцлера отказывался давать интервью.

Главным источником информации, которую публикует журнал, является журналистское расследование. Франк Брендель, известный в Германии журналист, который специализируется на журналистских расследованиях (в его активе расследования громких дел связанных с экологией, работа по заказу Greenpeace, скандал с пожертвованиями ХДС-ХСС), считает, что профессиональный журналист не должен склоняться к ни одной из сторон, которая заинтересована в расследовании. Главный критерий, считает он, непредвзятость, которая является залогом качественной журналистики в Германии. А первоочередным заданием журналиста есть подача фактов расследования, а не своих эмоций.

Понятно, пример работы СМИ Германии для украинских журналистов - рай на земле. У немцев вполне справедливое изумление вызвали вопросы коллег из Украины, например - бывали ли у вас случаи закрытия того или иного издания из-за критических статей в адрес Шредера, приглашают ли телеканалы известных французских или американских звезд с целью популяризации собственного продукта, имеют ли немецкие эсдеки свою газету. О "черном пиаре" украинские журналисты ради собственной репутации разговор не заводили.

Журналистская работа в идеале одинаковая как в Украине, так и в Германии, поэтому перед сентябрьскими выборами определенный ажиотаж наблюдается и среди немецких коллег. Когда Шредер только стал Бундесканцлером, он пообещал, что сократит безработицу до 3,5 миллионов, если же нет - на следующих парламентских выборах он не будет даже баллотироваться. Цифра безработных в Германии меньше 4 миллионов не становилась, вместо этого Шредер начал свою избирательную кампанию со скандала о крашеных волосах. Как будто у него других проблем нет... Мало того, что Шредер не смог уменьшить число безработных, так теперь еще и пруд объектом для насмешек по поводу своей шевелюры.

Однако есть проблемы со СМИ и у немецких политиков. Если в Бундестаге поднимается вопрос о внесении изменений в Закон о партиях, по которому политическая партия лишается права владеть частью акций какого-нибудь СМИ, то, очевидно, такая проблема есть, и мозолит. Инициаторами внесения таких изменений выступили христианские демократы, которые считают, что первыми подать отчет о своей части в СМИ должны социал-демократы, которые якобы имеют акции во многих масс-медиа. Видно, в Германии эсдеки высоко держат марку мировой социал-демократии...

Редакция благодарит Украинское представительство Фонда Конрада Аденауэра за помощь в подготовке материала

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования