Партнерский сбор УП. Задонать на дроны и РЭБы

Атомный пирог

Понедельник, 24 марта 2003, 14:35
"Алиса сидела на берегу ручейка, поставив большое блюдо себе на колени, и прилежно водила ножом. – Ничего не понимаю! – сказала она Льву. – Я уже отрезала несколько кусков, а они опять срастаются!
- Ты не умеешь обращаться с Зазеркальными пирогами,- заметил Единорог.— Сначала раздай всем пирога, а потом разрежь его!"

Льюис Кэрролл, "Алиса в Зазеркалье"


Ядерная энергетика – один из самых жирных кусков украинской экономики. Удачно оседлав потоки нейтронов, десятки наших соотечественников сколотили себе многомиллионные состояния. Сейчас в замкнутом контуре Национальной атомной энергогенерирующей компании сталкиваются критические массы политиков и бизнесменов.

Но главным контролирующим стержнем процесса остается президент Леонид Кучма. Он усиливает государственный надзор за работой "Энергоатома", поддерживая идею концентрации финансовых потоков компании. И с другой стороны сталкивает интересы основных групп влияния таким образом, чтобы атомные деньги перед президентскими выборами оставались в одних руках.

Но структурные реформы не проводятся – "Энергоатом" трясет неуправляемая политическая реакция.

Осторожно! Политическая радиация!

Деньги не пахнут, и не "фонят". "Энергоатом" - не самая крупная отрасль нашей промышленности, и даже не самая прибыльная, но ее финансовый, и особенно политический потенциал действительно трудно переоценить. По итогам прошлого года энергорынок получил атомного электричества на 6,2 миллиарда гривен.

Это половина всей произведенной в Украине электроэнергии. Причем производство осуществляется строго по плану, – в отличие от тепловых станций АЭС не волнует проблема, что завтра бросить в топку. Это дает атомной отрасли стабильность и огромный ресурс влияния на многие ключевые сферы украинской промышленности.

Только донецкие группировки располагают замкнутым циклом производства, опираясь на собственную энергетическую базу. Остальные отечественные ФПГ для снабжения флагманов промышленности электричеством вынуждены выстраивать автономные технологические цепочки, в которых "Энергоатом" играет важную роль.

Данный материал о положении дел в НАЭК подготовлен на основе независимого анализа, а также ряда встреч с нынешним президентом "Энергоатома" – Сергеем Тулубом, главой Наблюдательного совета компании – Андреем Деркачом, бывшим президентом НАЭК Нуром Нигматуллиным, сотрудниками министерства топлива и энергетики, Совета национальной безопасности и обороны, Национальной комиссии по регулированию электроэнергетики, народными депутатами – членами комитета по вопросам ТЭК.

С некоторыми оценками, особенно политическими, наши собеседники были не согласны, и мы самостоятельно расставили большинство акцентов.

Со времен обретения независимости за куски атомного пирога идет настоящая война. Лихая година первоначального накопления шла под аккомпанемент контрольных выстрелов и громких тротиловых фейерверков. Финансовые потоки атомной отрасли на семьдесят-восемьдесят процентов ушли в тень, и основные доходы от использования бесплатного российского ядерного топлива получило не государство, а коммерсанты.

О типовом механизме договоренностей с чиновниками охотно рассказывает один бывший министр энергетики. В начале девяностых к нему в кабинет по высокой рекомендации зашли на прием два вежливых "чисто конкретных" человека, которые принесли на подпись многомиллионный документ. В придачу к подписи на стол поставили увесистый кейс, а в случае отказа пролоббировать вопрос, пообещали запросто упаковать в такой кейс самого министра. По частям. Чиновник удрал из своего кабинета и еще быстрее вылетел на пенсию. Это не анекдот. Жесткие бизнесмены, которые были заинтересованы в успехе "переговоров", до сих пор работают на энергорынке.

Было бы преувеличением говорить о том, что нынешний главный атомщик Тулуб более компетентен, нежели его предшественники. "Энергоатом" - субъект работы энергорынка, и полностью зависит от действующих там правил игры. При Нигматуллине сбор живых денег составлял 5-6 процентов. При Бронникове – около 35. При Недашковском и Тимошенко – около 65.

Это было связано с тем, что экономика страны была опутана неликвидными финансовыми инструментами - векселями. Энергетика считалась донором тяжелой промышленности, которую контролировали пропрезидентские ФПГ.

За чемоданы "налички", которые бизнес отфутболивал для финансирования политических проектов олигархов, расплачивалась энергетика. НАЭК получал от лояльных предпринимателей векселя вместо денег за электрику. Векселя фактически были кредитом, который "Энергоатом" в убыток себе выдавал нужным людям, получавшим гиперприбыли. Небольшую часть доходов ловкие дельцы пускали на раскрутку пропрезидентских партий, фракций, из этого источника частично финансировалась избирательная кампания Кучмы 1999 года. Поскольку закон ничего не запрещал, руководство НАЭК могло без ограничений и обоснований принимать векселя от кого угодно, по своему желанию либо по звонку.

При этом рынка ценных бумаг в Украине фактически нет, и несколько посредников монополизировали бизнес обналичивания векселей, так что компания получала по векселям не более 30 процентов номинала. Векселя на сумму в 700-800 миллионов гривен списаны в качестве безнадежных, поскольку фирмы-векселедатели постигла судьба конторы "Рога и копыта".

Работа правительства Ющенко, и особенно вице-премьера Тимошенко (которая не понаслышке знает все тонкости накопления капитала из пустых векселей), позволила резко сократить неликвидный финансовый оборот. Сегодня свыше 97 процентов средств за электроэнергию компания получает деньгами.

Критические массы

В стране изменилась политическая ситуация. Раньше основные ФПГ, построенные вокруг президента Кучмы, просто наращивали свои офшорные бицепсы за государственный счет. Теперь, когда олигархи прочно вмонтировались в госаппарат, появилась мотивация к наполнению казенной мошны, которой вчерашние флибустьеры стали непосредственно распоряжаться.

Президентские выборы 2004 года, построение развитого олигархизма, возникновение перспективной оппозиции как реакции на некомпетентный государственный менеджмент, структуризация правящей элиты, а главное – износ основных фондов производства, которые уже нельзя "доить" в прежних "беспредельных" масштабах.

Эти и другие факторы привели к необходимости упорядочить работу атомной энергетики. Очень показателен приход в НАЭК "угольщика" Тулуба. Симпатики Тулуба, защищая его назначение, утверждают, что для остановки снежного кома долговых обязательств компании, главе НАЭК не надо иметь технические допуски и ученые степени – прежде всего нужна экономическая программа правительства на энергорынке и допуск к президенту. Надо иметь возможность сказать "нет" хотя бы части посредников, и хотя бы пристыдить оборотистых директоров АЭС..

Скептики при этом резонно замечают, что все эти возможности пока так и не позволили урезонить отдельных "зарвавшихся" директоров. Более того – пока преждевременно говорить о наличии серьезной программы правительства в энергетическом секторе.

Впрочем, улучшение состояния НАЭК отнюдь не дает оснований говорить о скором выздоровлении. Атомная энергетика поражена системным кризисом и причины его имеют четкий политический акцент. Многолетнее недофинансирование стандартов безопасности, о чем открыто заявляют зарубежные эксперты, недостаточная финансовая эффективность, невыполнение программ развития и обновления основных фондов, невосполнимое падение научно-исследовательской работы.

Если в 92-93 годах наша атомная отрасль ничем не уступала российской, и на равных шли переговоры об объединении производственного цикла, то на сегодняшний день технологический застой отбросил нас далеко назад. Россияне рассматривают украинских атомщиков в лучшем случае как младших партнеров, и усиливают экспансию на отечественный энергорынок. Специалисты однозначно утверждают, что будущее НАЭК только в тесной кооперации с Россией, причем на российских условиях.

"Энергоатом" нуждается не в косметическом ремонте, а в комплексной реформе, одновременно с реформой всего рынка энергетики. Сейчас энергетика раздроблена технологически. Между собой конкурируют взаимозависимые отрасли. Опять-таки по политическим и бюрократическим причинам.

Например, мощность Запорожской АЭС составляет 6000 МВТ, но поскольку система линий электропередачи "Укрэнерго" не модернизирована, то производится 5300 МВТ. Без обновления системы ЛЭП постройка новых атомных реакторов будет иметь минимальный эффект.

В общем, любая реформа требует проявления политической воли. Увы, - эта самая воля в независимой Украине последние одиннадцать лет является огромным и неудовлетворенным дефицитом. Аппаратная бюрократическая модель управления советского образца, с помощью которой Кучма создал лояльную политическую элиту, не способна к продуцированию каких-либо экономических инициатив. Она только функционирует. Сам президент заниматься атомной отраслью не может в силу просто физической нехватки времени.

Да и вообще, скоро выборы, и менять правила игры на энергорынке правящая элита не будет – опять-таки нет времени. Договора комиссии и прямые договора с предприятиями повышают поступление живых денег, но этого достаточно для решения тактических задач.

Никаких системных реформ ранее 2005 года в атомной энергетике даже рассматривать никто не начнет. В то же время в 2011 году теоретически наступит необходимость выводить из эксплуатации отработавшие энергоблоки.

Инвестиционный цикл в ядерной энергетике составляет 15 лет. Причем для реализации инвестиций Украина не имеет ни инфраструктуры, ни программы развития. Фонд выведения из эксплуатации атомных реакторов находится в проекте уже полгода, потому что минэнерго и "Энергоатом" ведут упорную борьбу за право распоряжения этим фондом. Леонид Данилович все эти резоны прекрасно понимает, потому что по данному поводу президент прочел целую подшивку докладных записок и экспертных оценок. Но делегировать кому-то свои полномочия по контролю и реформированию Кучма не может и не хочет.

В глазах президента экономические реформы накануне выборов чреваты возможной децентрализацией контроля над финансовыми потоками. Во-первых, передавая кусок власти, энергичный лидер получает инициативу и самостоятельность.

Судя по примеру Ющенко, система Кучмы несовместима с какой-либо политической самостоятельностью. Во-вторых, эта система предполагает построение сдержек и противовесов. Это модель не институциональная, а персонифицированная. Грубо говоря, влияние "Жени" уравновешивает влияние "Андрюши", а влияние "Коли" уравновешивает влияние "Юры".

Таким образом, все эти ребята бегают на президентский диван, и рассказывают про врагов страшную правду, и просят одобрения у "Данилыча" (у "дедушки", у "папы"). Конечно, они не могут сделать ничего полезного, поскольку мешают друг другу. Но для Кучмы главное, что они не могут сделать ничего, что идет вразрез с его представлениями о политическом балансе.

Леонид Данилович понимает, каким мощным финансовым инструментом является НАЭК. Когда премьер-министром был Ющенко, "Энергоатомом" руководил Недашковский. Будучи прекрасным специалистом, он выполнял в "Энергоатоме" сугубо технические функции (впрочем, как и все главы этой компании). Реальный менеджмент был сосредоточен в правительстве – в руках вице-премьера Тимошенко, а затем – Олега Дубины, и в посреднических структурах. Тимошенко и Дубина через голову минэнерго реализовывали стратегию работы НАЭК.

Например, при Дубине, хозяине "Криворожстали" одним из основных кредиторов "Энергоатома" был банк "Диамант", и сотни миллионов финансовых потоков почему-то шли через криворожский филиал банка. Тогда же "Энергоатому" пришлось взять кредит в 1,3 миллиарда гривен у Сбербанка, контролирующегося членом СДПУ(О) Плужниковым, под 30 процентов годовых (затем ставку понизили до 24-х). Кредит возвращают до сих пор, а на его погашение идут кредиты других банков взятые под 12,5—15 процентов.

Еще в эпоху влияния Горбулина так сложилось, что структура известных бизнесменов Давида Жвания и Николая Мартыненко, ЗАО "Бринкфорд", получила в НАЭК режим наибольшего благоприятствования. При Ющенко их деятельность получила новый размах. Они являлись основными операторами "Энергоатома" по работе с векселями, расшивали неплатежи, осуществляли поставки.

По разным причинам компания наделала долгов на сотни миллионов гривен перед фирмами удачливых предпринимателей. Во всем этом не было ничего удивительного, ведь "кураторы" из правительства и "фавориты" из бизнеса были и есть непременным атрибутом работы "Энергоатома".

Но приближались парламентские выборы, и в администрации президента стало очевидно, что Ющенко сможет выступить самостоятельным игроком. А известная парочка, неосторожно уверовав в скорую победу Виктора Андреевича, выражала ему благодарность в осязаемой форме. Их политические оппоненты воспользовались ситуацией. После того, как кое-кого удалось убедить в том, что Жвания и Мартыненко перепутали карман, их отстранили от атомного пирога.

Под горячую руку попал и Недашковский, виновный в том, что сотрудничал с бизнесменами, с которыми сами власти приказывали иметь дело. Вдруг сразу всплыли и другие его грехи – например, приобретение в личную собственность квартиры в Киеве за 1 миллион гривен (каждый новый руководитель атомной энергетики обнаруживает жуткую бесхозяйственность со стороны предшественников, причем юридически неуязвимую).

С тех пор "Энергоатом" стал объектом очередного передела сфер влияния, который не закончится, судя по всему, до самых президентских выборов.

Эксперты утверждают о существовании предпосылок к смене руководства компании до президентских выборов. Дело не в том, как Тулуб справляется со своими обязанностями. Просто он не имеет политического веса и связей для завершения даже косметического ремонта финансов компании. Несмотря на многие попытки, он не может навести порядок с закупками товарно-материальных ценностей.

Долговая проблема – свыше 5 миллиардов гривен, решается совершенно неудовлетворительно, потому что деньги надо выбивать, а у матерых олигархов так просто ничего не отнимешь. Объемы заимствований даже растут.

Тулуб пытался повысить тарифы за производство электроэнергии "Энергоатома". Не прошло. Вице-премьер Гайдук устроил ему громкий разнос. По мнению вице-премьера повышение тарифов спровоцировало бы непропорциональный рост налогообложения (а кроме того это нанесло бы ущерб угольной промышленности, патронируемой донецкой командой).

Достаточно резонансно, во всяком случае в устах недоброжелателей Тулуба, звучат примеры хозяйственной деятельности руководства НАЭК. Бедные чиновники из делегации Евроатома были шокированы, когда на переговоры о выделении Европейским союзом кредита на повышение безопасности украинских АЭС, директор одной станции прикатил на спортивной машине последней модели.

Теперь руководство Евроатома, которое готово реализовать в Украине масштабный инвестиционный проект, будет еще более поражено, когда увидит главный офис кризисной энергогенерирующей компании. И баскетбольных размеров кабинет для переговоров НАЭК, отделанный мрамором, с винтовой лестницей, ведущей в комнату отдыха.

Правда, Тулуб заметно сократил численность центрального аппарата (в аппарате работали члены 33 семей, связанных прямыми родственными отношениями; теперь многие семейные узы разорваны). Президент компании замкнул на себя лично распоряжение всеми платежными документами по компаниям и станциям на сумму свыше 200 тысяч гривен. Это, конечно, не останавливает растраты, но во всяком случае, теперь понятно, с кого спрашивать за нецелевое использование средств.

Сейчас на ситуацию в НАЭК влияет очень много людей. Прежде всего –президент Кучма. Затем собственно Тулуб, вице-премьер Гайдук - представитель донецкой группировки, глава Наблюдательного совета Деркач, влиятельный оппонент Тулуба и лидер крупной ФПГ, министр энергетики Ермилов, который не испытывает к президенту "Энергоатома" теплых чувств, глава "Укрэнерго" Лучников, глава НКРЭ Продан - личный враг Тулуба.

Неизбежно будет играть активную роль и недавно назначенный член наблюдательного совета Копылов, близкий первому вице-премьеру Азарову. Директор каждой АЭС представляет отдельную лоббистскую группу, в которую входит местный губернатор и хозяева ведущих промышленных гигантов области, где расположена станция.

Кто следующий? Среди атомщиков весьма модна версия, что на пост главы НАЭК претендует Деркач. Нам такая версия представляется малоубедительной. Не столько потому, что сам Андрей Леонидович ее опровергает, сколько из-за отсутствия реальных предпосылок.

Зачем получать все шишки за проблемы компании, если ее можно контролировать через третьих лиц? Взять на себя ответственность за руководство атомной отраслью сейчас может только управленец калибра Нигматуллина, Тулуба, Недашковского, Бронникова. Главное – политически зависимый и хорошо разбирающийся в тонкостях как материального, так и телефонного права.

Штопка дыр

Сейчас все эксперты говорят о необходимости оптимизации работы "Энергоатома". Однако политическое лоббирование группировок, которые контролируют ядерный бизнес, не позволяет хотя бы упорядочить работу компании. Слабое и несамостоятельное руководство НАЭК и наблюдательный совет, который также неспособен инициировать конструктивные реформы, не могут реализовать перспективные программы развития. Долги компании до сих пор не реструктуризированы. Единая экономическая политика отсутствует.

Хотя АЭС не имеют статуса юридического лица, в "Энергоатоме" нет консолидированного баланса, и реально руководство не в курсе своего точного финансового состояния. Еще два года назад у компании даже не было своего бюджета – годовая смета расходов помещалась на одном листочке. Сейчас количество листочков увеличилось, но на реальный финансовый план это еще не похоже. В бухгалтерии компании аудиторам будет непросто разобраться.

Здесь кроется корень теневой платежно-расчетной системы. Специалисты утверждают, что сейчас не менее четверти всего денежного оборота компании проходит нелегально. Благо схем отмыва денег у нас изобретено великое множество. По-прежнему используются векселя, по-прежнему существуют банки, от работы которых у FATF волосы могут встать дыбом. Директора АЭС, часто используя огромные лоббистские рычаги, и нередко - маленькие лоббистские чемоданы, все равно остаются удельными князьями.

Патриарх атомной энергетики Коровкин, вице-президент компании и директор Ровенской станции в 2001 году, сделал широкий купеческий жест – построил красивый храм за 5 миллионов гривен. В прошлом году на балансе Южноукраинской станции числился городской рынок. Все станции имеют массу хозяйственных предприятий и прочих неэнергетических проектов типа конно-спортивной школы.

Закупки оборудования и запасных частей НАЭК осуществляет абсолютно нецивилизованно. Вместо централизованных закупок на конкурсной основе необходимого минимума запчастей, каждая станция по своему усмотрению делает закупки у разных фирм по произвольным ценам, разумеется, за приличный откат руководству.

Только недавно введены централизованные закупки бензина и борной кислоты – в результате получилась более чем 20-процентная экономия! Сколько десятков миллионов может сэкономить НАЭК, если представить, что в реестре закупок компании 40 тысяч товарных позиций!

Как заметил один высокопоставленный эксперт, "конкуренция западных фирм при работе с украинскими заказчиками комплектующих коррумпирует наших чиновников настолько, что это может угрожать соблюдению стандартов безопасности, которые Запад пытается заставить нас выполнять". Интересный пример – еще год назад каждая станция самостоятельно закупала средства управления защитой у различных посреднических фирм, и в сумме на это расходовалось 22 миллиона долларов. После проведения централизованных закупок эти средства для всех АЭС были закуплены за 14 миллионов – 8 миллионов экономии на ровном месте!

По сводным данным, АЭС хранят на складах запчастей на сумму 2,7 миллиарда гривен. Истинную ценность этой барахолки устанавливают компетентные органы. Так, Запорожская и Южноукраинская станции закупили запасных радиодеталей на сумму… 140 миллионов гривен! Быть может, директора АЭС планировали открыть радиорынок? Сейчас рыночная стоимость этих запасов не превышает 10 миллионов гривен.

Численность персонала на станциях завышена по сравнению с российскими на 40 процентов, причем производительность у наших северных соседей выше. Штатная численность неоптимизирована. Если в РФ ремонтные работы на блоках проводят подрядчики, то "Энергоатом" содержит 11,5 тысяч рабочих.

Хранилища отработанного ядерного топлива вводятся в эксплуатацию в нескольких местах, хотя очевидно было бы хранить такие "подарки" в одном месте, и сэкономить на строительстве. Но чиновники "Энергоатома" не привыкли экономить. А результаты их компетентности через пять-шесть лет почувствует вся энергетика и экономика страны, поскольку сейчас проектный ресурс основных агрегатов АЭС в среднем изношен на 50 процентов. Хотя уровень безопасности повышается по сравнению с предыдущими годами, однако системы обновления мощностей, постройки новых блоков, продления ресурса наличествуют только в проектах.

Впрочем, необходимо отметить, что все эти проблемы отнюдь не следствие чьей-либо злой воли. Преступность – это нормальная реакция человека на ненормальные условия существования. Ответственные и безответственные чиновники НАЭК по-своему интерпретируют анархическую модель экономики, действующую в стране. И в первую очередь – атомщики копируют методы работы энергорынка, куда и замкнута технологическая цепь производства.

Украинская энергетика является донорской иглой, которой нерадивые врачи штопают переломанные конечности. Комплексной программы лечения не существует, потому что слишком многие больные мозоли она может задеть. Например, те же банки, которые сидят на отмывании денег. В этих схемах участвует большинство наших ФПГ.

Лоббистские интересы не позволяют определить будущее атомной отрасли. Отсутствие стратегии кажется немыслимым для нормальной европейской страны (мы намеренно не упоминаем концепцию развития энергетики 1995 года, как документ ничего общего с реальностью не имеющий). Это нормально только для некомпетентной и коррумпированной бюрократической машины.

Неизвестно, а нужна ли вообще ядерная энергетика Украине? Быть может, отрасль сознательно разваливают, скажем, тайные агенты партии зеленых? Какой в перспективе должна быть доля атомной генерации электроэнергии – 50 процентов, или 90, или 25? Ответа не знает никто. И потому бесчисленные распоряжения президента реформировать отечественную энергетику превращаются в пустой пиаровский выхлоп.

Все это прекрасно понимают специалисты, бизнесмены, олигархи, атомные генералы, все это не раз докладывалось Кучме, с выкладками, расчетами, коллективными подписями. Но… Леонид Данилович в замкнутом контуре администрации президента озабочен только неуправляемыми политическими реакциями. Выборы – главная техногенная катастрофа правящей элиты. И президент щедро раскладывает "Энергоатом" по разным тарелкам, хотя атомный пирог на куски не делится...

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Реклама: