Партнерский сбор УП. Задонать на дроны и РЭБы

Реформа Конституции: депутаты определились, сколько власти забрать у президента

Понедельник, 9 июня 2003, 10:13
Парламентская спецкомиссия опередила Леонида Кучму в подготовке изменений к Конституции. В прошлую пятницу депутаты, которые последние месяцы собирались в одном из кабинетов Верховной Рады и переписывали Основной закон, проголосовали окончательный текст законопроекта. Он должен быть внесен в парламент на текущей неделе – для этого надо лишь 150 подписей. Которые, говорят члены комиссии, собрать совсем не проблема.

Временная специальная комиссия предлагает 31 изменение в 10 статьях Конституции. Теперь документ может быть представлен фракциям, которые и решат, что с ним дальше делать. Ждать ли Кучмин законопроект и потом выписывать один-единый-для всех приемлемый? Или в случае отсутствия общего видения, голосовать каждый документ в отдельности на этой сессии, чтобы подать его на экспертизу в Конституционный суд.

Многое зависит от встречи лидеров фракций с президентом, рассказал УП член комиссии Виктор Мусияка из "Европейского выбора". После этого все может проясниться.

Если президент и лидеры политсил договорятся собрать из двух вариантов один, то депутаты-конституционщики готовы неделю ударно поработать – чтобы вынести согласованный проект изменений Основного закона на следующую сессионную неделю. Чтобы 19 июня проголосовать его направление в Конституционный суд.

Если успеют, то потом надо подгонять Суд – чтобы он подготовил экспертный вывод к началу каникул. Тогда депутаты смогли бы проголосовать первое чтение уже на этой сессии. И второе чтение, когда необходимо 300 голосов, приходится на осенне-зимнюю сессию.

В ином случае второе чтение выскочит на весну 2004. Когда в разгар предвыборной кампании все эти изменения в Конституцию используют как бумагу для ксерокса.

Второй вариант – если Кучма и депутаты не договорятся. Тогда будет два законопроекта, два голосования за направление в Конституционный суд, два экспертных вывода, два первых чтения по 226 голосов (что вероятно) и два вторых чтения по 300 голосов (а вот такого не бывает).

По мнению Мусияки, "единственный шанс набрать 300 голосов" и все-таки изменить Конституцию – это если будет общий законопроект от депутатов и президента.

Итак, с чем же закончила свою работу парламентская комиссия?

Нет ни одной силы, которая бы сказала, что все ее предложения учтены. Но как компромисс депутаты предлагают такое перераспределение полномочий в пользу парламентско-президентской республики.

Ключевая рокировка – в статье 114 Конституции: премьер назначается Верховной Радой (понятное дело, однопалатной) по представлению президента. На должность главы правительства выдвигается представитель партии или блока, которая имеет в парламенте самое большее количество нардепов. В случае отказа этой силы или отклонения кандидатуры право выдвигать претендента в премьеры переходит ко второй по численности фракции. В случае, если и их постигнет фиаско, то на должность главного члена правительства может быть предложен представитель парламентской коалиции.

Как рассказал УП представитель "Нашей Украины" в комиссии Николай Катеринчук, их сила настаивала, чтобы право предлагать премьера имел победитель выборов. (Именно с этой идеей выступил Ющенко в прошлом году, стараясь получить кресло главы правительства.) Однако в комиссии не нашлось большинства голосов за этот вариант.

Механизм блокирования депутатов-перебежчиков комиссия предлагает выписать в 71 статье: в случае выхода депутата из родной фракции или невхождения в нее его полномочия прекращаются досрочно. По решению суда.

В законопроекте предусмотрены два случая, когда президент может разогнать парламент: действующая норма о неспособности депутатов собраться на сессию на протяжении 30 дней плюс в случае, если на протяжении 60 дней не создано новое правительство.

В Конституцию решили не вносить понятие "большинство". По словам Катеринчука, решили записать, что порядок работы парламента определяется Конституцией и регламентом Верховной Рады. При этом не законом "О регламенте" (что, как закон, будет требовать подписи президента), а именно Регламентом, который принимается депутатами.

Также в законопроекте комиссии нет права президента распускать парламент в случае неодобрения бюджета. Хотя были разные предложения по срокам – если не проголосован главный финансовый документ до 31 декабря, до 1 марта бюджетного года и даже до 1 апреля.

Депутатам не разрешили совмещать кресло народного избранника с членом правительства. Досрочно полномочия народного избранника прекращаются в случае, если в течение 4 месяцев он не осуществляет без уважительных причин свои полномочия.

По словам Катеринчука, "Наша Украина" эту норму может не поддержать, так как "она не действенна, ничего не изменяет – депутат раз в четыре месяца может появиться и потом снова исчезнуть". Однако, по словам Мусияки, решили записать именно так – потому что это корреспондируется с общепринятыми условиями увольнения с работы всех других граждан.

Отдельная интрига – формирование Кабинета Министров. Полномочия по утверждению персоналий комиссия предлагает распределить так: назначает министров парламент, фамилии подает премьер. Есть ряд портфелей, претенденты на которые перед парламентским утверждением должны быть предварительно согласованы премьером у президента: это МИД, МВД, Минобороны и МинЧС.

В кучминых предложениях, как известно, он оставил за собой право самолично определять этих министров.

Но комиссия пошла еще дальше и вообще забрала у главы государства еще несколько подчиненных. В отдельности Кабмин, не беспокоя президента, сам вносит в парламент главу Государственной налоговой администрации, Гостаможни и Фонда госимущества.

Есть должности, на которые президент назначает сам – по согласию Верховной Рады (то есть премьер в их судьбе не фигурирует). Это главы Антимонопольного комитета, Госграницы, СБУ и Госкомитета телевидения и радиовещания. "Это должности, которые связаны с выполнением президентом своих функций как гаранта прав свобод граждан, или функций по обеспечению нацбезопасности", - объяснил Мусияка.

Генпрокурора предлагается назначать и увольнять по представлению Верховной Рады. "Здесь есть противоречия с тем, что прокурор – это инструмент президента, который выполняет функции контроля", - не согласен с решением комиссии Катеринчук.

Еще ко своим полномочиями парламент хочет получить право толковать законы. Сейчас это может делать исключительно Конституционный Суд.

Старым остался в законопроекте комиссии принцип формирования Центризбиркома – половину членов назначает парламент, половину - президент. Хотя как альтернатива предлагалось избирать ЦИК только из судий Верховного суда. "Так мы снимаем много вопросов, что суды используются во время выборов как элемент политтехнологий", - отметил Катеринчук.

Не смогла комиссия изменить и процедуру импичмента, поэтому в проекте осталась норма, записанная в действующей Конституции. "Мы предлагали сделать этот механизм более реальным. Мы предлагали: после того, как Верховная Рада получила информацию о подозрении президента в совершении преступления, и временная комиссия предоставила необходимые факты, тогда парламент 300 голосов направляет дело в Верховный суд, и суд принимает решение относительно ответственности главы государства. Которое уже не будет требовать утверждения парламентом. То есть, таким образом, был бы не политический, а юридический инструмент импичмента", - отметил Катеричнук. Однако, по его словам, комиссия не смогла изменить эту норму, даже когда предложили ее ввести с 2005 года.

Изменение коснулось лишь того, кто получит полномочия президента в случае его досрочной отставки. В законопроекте это право предлагается отдать спикеру парламента.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования