Партнерский сбор УП. Задонать на дроны и РЭБы

Куда пойдет Киев, туда пойдет и Восточная Европа

Понедельник, 2 апреля 2001, 13:57
As Kiev Goes, So Goes the East, The Wall Street Journal Europe

Надоедливый журналист-исследователь, который критиковал президента, найден обезглавленным. Тайные записи, якобы свидетельствующие о причастности президента к политическому убийству. Неуклюжие попытки власти противостоять уголовному расследованию. Оппозиционные партии, требующие президентской отставки. Столкновения демонстрантов и полиции на улицах. И самое кричащее - арест студенческих активистов в советском стиле.

Это - главные составляющие Кучмагейта, политического скандала, названного по имени украинского президента Леонида Кучмы, который перерос во всеобщий политический кризис в стране с 50-миллионным населением, вопринимаемой на Западе в качестве ключевой страны для стабильности и безопасности в регионе между Россией и остальной Европой. С постепенным продвижением границ Европы на Восток и растущими властными амбициями России, будущее этого постсоветского государства может определять будущие границы самой Европы.

США лидировали в оказании финансовой и политической поддержки Украине. Киев долгое время был третьим реципиентом американской помощи после Израиля и Египта. Это единственная бывшая советская республика, кроме России, которая установила формальные "особые отношения" с НАТО. Но уже понятно, что за исключением Балтийских государств, в обозримом будущем новая Европа остановится у границы старого Советского Союза. Ключевой вопрос для европейской безопасности – временным или постоянным будет такой порядок вещей.

Даже поверхностный взгляд на бывших советских соседей дает понять, почему западные политические стратеги убеждены, что, либо Украина будет серьезным краеугольным камнем в региональной архитектуре, либо станет местом, где может зарыться занавес на Восток.

Беларусь, которая, как и Украина, граничит с Россией и Европой, возглавляет откровенно анти-западный лидер, который угрожает восстановить ядерное оружие на своей территории в ответ на распространение НАТО. Минск и Москва движутся к воссоединению, это решение в политическом и экономическом смысле почти не имеет значения, но является предупреждением для Запада.

Соседняя Молдова в большей степени была парлизована со времени обретения независимости из-за российской поддержки сепаратистского движения в Приднестровье. На парламентских выборах в прошлом месяце впервые на постсоветском пространстве практически всеобщую победу одержали коммунисты, которые хотят присоединить Молдову к союзу Белоруссии и России.


Россия, в частности Кремль, кажется не в состоянии понять одну основную вещь – Россия уже не Советский Союз. Разочарование в связи с невозможностью реализовать глобальные амбиции на национальный бюджет, который в сумме меньше, чем ежегодно оставляют американские покупатели в магазинах сети Kmart, оставляет Москве роль международного спойлера. Последний пример – возобновление продажи оружия и ядерных технологий Ирану.

Не смотря на все это, и по сравнению с большинством другими пост-советскими государствами, Украина имела все атрибуты более-менее "нормальной" страны. Со времени провозглашения независимости в 1991, Украина прошла трое президентских выборов, каждые из которых засвидетельствовали мирную и конституционную передачу власти. Парламентские выборы прошли в 1994 и 1998 годах без инцидентов – без бойкотов со стороны оппозиции и без танков на улицах. Хотя коррупция распространена, а экономические реформы болезненно медленны, в прошлом году ВНП вырос на 6% после десятилетий спада. Западные финансовые институции ожидают дальнейший экономический рост в этом году.

Страна не разделилась по региональному, этническому и языковому принципу, как это предсказывалось на Западе после 1991. Украина – активный член программы НАТО Партнерство ради мира, и ее официальная политика направлена на интеграцию в европейские политические, экономические структуры безопасности, включая членство в Европейском Союзе.

"Нормальность", однако, только на поверхностни. Кучмагейт показал, что Украина отягощена такими же фундаментальными переходными проблемами, оставшимися от советских времен, как и ее соседи - Белоруссия, Молдова и Россия.

Например, Украиной руководит советская элита, которая чувствует себя одинаково и в условиях "коммунизма" и "демократии", и продолжает делать то, что они лучше всего умеют – манипулировать рычагами государственной власти для единственной цели - собственного обогащения. В Украине разрозненная и неэффективная национальная демократическая оппозиция, которая доказала свою неспособность мобилизовать свои национальные или демократические составляющие. В Украине для большей части граждан после 10 лет псевдо-реформ демократия и свободный рынок - понятия равносильные обнищанию.

Кучмагейт в конечном итоге показал, что для западных союзников настало время для давно назревшего пересмотра их политики по отношению к Украине и, в действительности, по отношению ко всему региону в целом. Это в интересах Запада – перестать произносить впустую такие выражения, как "стратегическое партнерство" и перейти к тому, что содействет политике, если позволено так сказать, национального строительства.

Вашингтон в частности, нуждается в понимании, что национальное строительство, включая воспитание гражданского и правового общества, институций и демократических норм, это не одно и тоже, что участие в миротворческих операциях по сохранению мира. Национальное строительство, концепцию которого хорошо понимают в Европе, это то, что делает не нужным миротворческие операции.

Альтернативой этому может быть только возможность, что Украина пойдет по пути Белоруссии и Молдовы, что означает консолидацию нестабильной серой зоны на периферии Европы, которую можно назвать "новая восточная Европа". Москва уже сделала свой выбор.

Роман Солчанык, аналитик по международной безопасности в Санта-Монике, Калифорния, и автор книги "Украина и Россия – постсоветский переход ".

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Все новости...
Реклама: