Партнерский сбор УП. Задонать на дроны и РЭБы

Кучма – двухкратный враг прессы. Сейчас №7

Четверг, 3 мая 2001, 00:16
Комитет по защите журналистов, базирующийся в Нью-Йорке, вернул Кучму в список 10 "врагов прессы". Украинский "гарант" вновь в компании "мировых политических лидеров, несущих ответственность за самые серьезные нарушения свободы прессы в мире". Сейчас Кучма под номером 7, два года назад он был шестым.

На прошлой неделе Кучма уже попал в список "врагов прессы" по версии "Репортеров без границ". Свой список "десяти худших врагов прессы" Комитет по защите журналистов (The Committee to Protect Journalists, CPJ) опубликовал в Международный день свободы прессы 3 мая.

"В то время как три худших врага свободной прессы прошлого года, лидер повстанцев Фодай Санкох из Сьерра Лионе, президент Перу Алберто Фухимори и президент Югославии Слободан Милошевич, потеряли свои посты в течении последнего года, недостатка в кандидатах, которые могли бы заменить их в нашем списке, не наблюдается, - заявила исполнительный директор CPJ Энн Купер. - В независимости от их методов, тайных или явных, цель каждого из них – удержать политическую власть в стране посредством установления жесткого контроля над информацией и подавления любых проявлений инакомыслия".

"Леонид Кучма усилил свои привычные попытки применять цензуру против оппозиционных газет, а также угрозы и атаки на независимых журналистов. Исчезновение и предположительное убийство Георгия Гонгадзе, редактора независимого он-лайн издания, в конце прошлого года привлекли внимание мировой общественности к бедственному положению украинских журналистов. Заявления о том, что Кучма, возможно, лично заказал уничтожение Гонгадзе, стали причиной политического кризиса на Украине, который может привести к отставке президента и правительства. Кроме того, администрация Кучмы предпринимала многочисленные попытки ограничить количество публикаций, критически освещающих дело Гонгадзе и политический кризис, последовавший за исчезновением журналиста", - дал характеристику "гаранту" CPJ.

В десятке "врагов прессы" занимают первые позиции в уже не первый год "иранский Верховный Лидер Аятолл Али Хаменей" и президент Китая Цзян Цземинь, оказавшийся в списке CPJ пятый раз подряд. К ним присоединился президент Либерии Чарлз Тэйлор.

"Кроме Тэйлора впервые в списке CPJ в этом году появились президент Зимбабве Роберт Мугабе, президент России Владимир Путин и колумбийский предводитель военного формирования Карлос Кастаньо. CPJ восстановил в списке украинского президента Леонида Кучму, который был среди опрессоров прессы в 1999-м году, и в который раз включил в список многолетних нарушителей свободы прессы: президента Кубы Фиделя Кастро (находящегося в списке на протяжении последних семи лет), президента Туниса Зэйне Аль-Абдин Бен Али (четырехлетнего "ветерана") и премьер-министра Малазии Махатира Мохамада (включенного в список в третий раз)", - сообщает CPJ.

Для осознания того, какими качествами должен обладать политический лидер для попадания в список CPJ и в какой компании оказался Кучма, приводим характеристики каждому из них из галереи Комитета по защите журналистов.

Аятолла Али Хаменей, Верховный Лидер Исламской Республики Иран. Пылкая проповедь Аятоллы Али Хаменей в апреле 2000-го года против прессы вдохновила беспощадную кампанию репрессий против иранских реформистских СМИ. К сегодняшнему дню, консервативные суды Ирана запретили более 30-ти газет и приговорили к тюремному заключению наиболее известных либерально настроенных журналистов Ирана. Когда иранский парламент обсуждал вопрос отмены самых репрессивных статей пресловутого закона о прессе, Хаменей остановил процесс, заявив, что эта реформа была бы "не в интересах системы и революции". Сегодня, когда закон о прессе остается нетронутым, и по меньшей мере семеро журналистов (включая победителя Премии CPJ За вклад в развитие свободы прессы в 2000-м году Машалла Шамсолваэзин) томятся в тюрьме.

Чарлз Тэйлор, Президент Либерии. С тех пор как он стал президентом этой африканской страны в 1997 году, Чарлз Тэйлор последовательно проводил политику зажимания независимой прессы. Фабрикуя уголовные дела, он приговорил к тюремному заключению самых непокорных журналистов, подверг цензуре многие независимые средства массовой информации и закрыл многие другие, используя назаконные финансовые проверки. Популярное Стар Радио было запрещено в марте 2000-го года. С августа по крайней мере восемь журналистов были приговорены к тюремному заключению якобы за шпионаж. В сентябре Тэйлор, известный своей жесткой политикой, пообещал "жестоко расправиться" с теми средствами массовой информации, которые не будут поддерживать его политику. Незамедлительно несколько газет были вынуждены прекратить свое существование после того, как их сотрудники массово покинули страну.

Цзян Цземинь, Президент Народной Республики Китай. Цзян Цземинь является лидером самой замысловатой системы контроля над прессой в мире. В конце прошлого года 22 китайских журналиста отбывали тюремное заключение за их профессиональную деятельностью, больше чем в любой другой стране мира. Опасаясь, что Интернет сможет подорвать монополию на информацию, которую имеет Коммунистическая Партия в Китае, Цземинь привлек огромные финансовые ресурсы для контроля за он-лайн информацией. Его кампания по усилению "идеологического соответствия" привела к закрытию или реорганизации многих средств массовой информации, которые пытались оперировать с неприемлемой (т.е. любой) редакционной независимостью.

Роберт Мугабе, Президент Зимбабве. Правительство Роберта Мугабе проводило тотальную войну против независимой прессы, используя средства от судебных процессов до применения физической силы против независимых журналистов. С января 1999-го года два журналиста подверглись пыткам и два зарубежных журналиста были выдворены из страны, в то время как секретные службы ведут регулярный надзор за электронной почтой и он-лайн публикациями с целью сохранить "национальную безопасность." Бомбовые атаки дважды разрушили помещения независимой газеты "Дэйли Ньюс". Вторая из атак произошла вскоре после призыва министра информации из правительства Мугабе заставить "Ньюс" замолчать "раз и навсегда". Между тем, Мугабе активно использует судебную систему Зимбабве, чтобы наказать независимых журналистов за якобы клевету.

Владимир Путин, Президент России. С момента прихода к власти в прошлом году Владимир Путин возглавил тревожную кампанию по уничтожению свободы прессы в России. Во главе с Путиным, Кремль ввел цензуру в Чечне, начал судебные преследования против владельцев средств массовой информации в регионах России, и наделил службы безопасности обширными полномочиями по надзору за информацией. Вопреки заявлениям Путина о его намерении восстановить законность и правопорядок, многочисленные атаки на журналистов во всей стране остаются безнаказанными. В апреле этого года после драматического и зловещего противостояния, контролируемая Кремлем компания Газпром захватил НТВ, единственную независимую телекомпанию с аудиторией по всей стране. Это явилось очевидным подтверждением того, что режим Путина совершенно не собирается терпеть критику его политики со стороны общественности.

Карлос Кастаньо, лидер Объединенной Группировки Самообороны Колумбии (AUC). Даже на фоне эскалации гражданской войны в Колумбии, в ходе которой все стороны, принимающие участие в конфликте, применяли насилие против журналистов, Карлос Кастаньо выделяется как самый безжалостный враг прессы. Как лидер Объединенной Группировки Самообороны Колумбии (AUC), правой военной организации, применяющей ультра жестокие методы, Кастаньо был официально обвинен в заказе убийства политического комментатора и сатирика Хайме Гарзона в 1999 году. Предполагается, что AUC также была замешана в убийстве по крайней мере четырех других журналистов и по меньшей мере одного случая пыток. Кроме того, Кастаньо использует порочную практику связей с общественностью: он часто дает интервью тем журналистам, которые поддерживают его насильственные акции, и применяет насилие и угрозы против тех журналистов, с чьим мнением он не согласен.

Фидель Кастро, Президент Кубы. Правительство Фиделя Кастро продолжает пылкую кампанию против независимых журналистов Кубы, подвергая их допросам и арестам, прослушивая и прерывая их телефонные разговоры, ограничивая их возможность свободно передвигаться, и периодически заключая под домашний арест с целью не допустить их на определенные мероприятия. Новая тактика устрашения включает арест журналистов и отпускание их на свободу сотни километров от дома. В то же время, зарубежным журналистам, пишущим критические статьи о ситуации на Кубе, регулярно отказывают во въездных визах. В начале этого года Кастро пригрозил местным бюро нескольких международных агентств, что они могут быть выдворены с Кубы за "распространение лжи и оскорблений". Куба - единственная страна в западном полушарии, где журналист отбывает тюремное заключение в связи с его профессиональной деятельностью. Бернардо Аревало Пардон продолжает отбывать шестилетнее заключение за публикацию критических репортажей о Кастро и Коммунистической Партии Кубы.

Зэйн Аль-Абдин Бен Али, Президент Туниса. На протяжении более десяти лет Зэйн Аль-Абдин Бен Али практически полностью подчинил себе тунисские средства массовой информации посредством жестокой цензуры и грубого запугивания. Газеты закрываются, журналистов увольняют с работы, отказывают им в аккредитации, ведут за ними наблюдение и запрещают покидать страну. Некоторые из них были подвергнуты физическому насилию. За исключением нескольких смельчаков, тоталитарная политика полицейского государства под руководством Бен Али породила прессу, которая является одной из самых
самоцензурируемых в регионе. В то же время, пропагандистская машина диктатора поет бесконечные диферамбы его предполагаемым достижениям в области развития демократии и прав человека. В прошлом году Бен Али лицемерно побранил тунисских журналистов за самоцензуру. "Чего вы боитесь?", - спросил президент.

Махатир Мохамад, Премьер-Министр Малайзии. Махатир Мохамад не скрывает своего презрительного отношения к свободе прессы. Он умело манипулирует малазийскими СМИ с целью укрепить свои властные позиции. Недавно он намекнул о своих планах установить еще более жестоких контроль за уже достаточно ущемленной прессой. Его новой мишенью является Интернет, важнейший форум для независимых новостей и мнений в стране, где традиционные средства массовой информации безгранично контролируются политическими соратниками Махатира. В настоящий момент политики рассматривают законодательство о регулировании содержания он-лайн публикаций. Известный своей чувствительностью, премьер-министр регулярно демонизирует зарубежную прессу в связи с якобы пристрастным освещением событий в стране. В прошлом году он несколько раз запретил распространение зарубежных изданий, которые публиковали статьи о Малайзии.

Ну а характеристика Кучме приведена в самом начале материала.

Читайте также:

Кучма снова среди врагов прессы

"Украинская правда" в Threads

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования