Партнерский сбор УП. Задонать на дроны и РЭБы

ФЭП лишается интернет-влияния?

Среда, 12 декабря 2001, 12:07
Как следует из официального заявления президента Фонда эффективной политики Глеба Павловского, в силу вынужденных и непреодолимых обстоятельств ФЭП сворачивает взаимодействие с группой средств массовой информации, управляемых им в интернете: Страна.Ru, СМИ.Ru, Вести.Ru и другие.

"В ближайшие дни собственность на эти ресурсы будет реорганизована и соответственно переоформлена. Мое решение продиктовано желанием устранить все политические препятствия журналистской работе высокопрофессионального сетевого коллектива", - говорится в заявлении, прозвучавшем вечером 11 декабря.

Во вторник Павловский заявил Интерфаксу, что принятое решение связано с определенным давлением со стороны инвесторов, которые фактически ставят его перед выбором: "рисковать деятельностью этих ресурсов или отказаться от собственности". "Я предпочел второе", - отметил политолог.

Павловский не исключает, что это давление связано "с борьбой в высших кругах государственного аппарата" и его отношениями с теми или иными чиновниками, "которые являются заинтересованными лицами". Политолог заверил журналистов, что "не испытывает никаких обид, так как у инвесторов есть своя зависимость от политической ситуации". Он убежден, что если бы пошел на конфликт, то "сделал бы заложником журналистский коллектив этих интернет-изданий".

"Я этого не хочу и ухожу в сторону, поскольку подозреваю, что единственная причина этой ситуации - это я", - заключил Павловский.

Более подробные комментарии г-на Павловского прозвучали в интервью Газете.Ру: "У ФЭПа, который я возглавляю, сложные отношения с инвесторами, как и лично у меня. Сейчас существует реальное - и для меня очевидное - давление на меня со стороны инвесторов, но не со стороны власти. Происходит оно оттого, что инвесторы преувеличивают мою роль в публичной полемике между публичными деятелями. Я уверен, что власть не является источником этой проблемы, хотя, несомненно, те или иные чиновники могут быть катализатором в отношениях инвесторов ко мне", - говорит Глеб Павловский.

"Претензии существуют на уровне так называемой полемики "кремлевских партий", которая развернулась на площадках этих СМИ. Могу сказать, что данная полемика ведется на деньги - в заказной пиар-кампании. Меня все это удручает. Поэтому я хочу уйти и предотвратить конфликт", - отметил политолог.

Президент ФЭПа отказался назвать инвесторов, с которыми его сейчас пытаются "столкнуть лбами", и еще раз сделал акцент на том, что, вопреки всем своим отработанным технологиям, он не собирается делать из попытки конфликта, но уже вокруг своего бизнеса, какое-то шоу. Можно даже сказать, что Павловский пытается в данном случае выступить в роли такого политтехнологического миротворца на поле брани. "Я не имею на это права в силу договоренности. Не буду называть ни инвесторов, ни имена чиновников, чтобы не нарушать договора о конфиденциальности. Лично у меня ни с кем нет конфликта, наоборот, я ухожу, чтобы конфликт предотвратить", - сказал он.

При этом Глеб Павловский отметил, что с администрацией президента у него "ровные и спокойные отношения в рамках круга тем, по которым мы взаимодействуем".

Заканчиваются все доступные на данный момент комментарии оптимистическим хеппи-эндом, т.е. светлыми планами на будущее: "Буду заниматься тем же, чем занимаюсь сейчас - ФЭПом, - заявляет г-н Павловский. - Фонд больше никак не будет взаимодействовать с этими СМИ. Я не буду обладать ни номинальными, ни фактическими правами на них. Медиаресурсы будут существовать как корпорация или холдинг. Ни я, ни любой другой сотрудник ФЭПа не будут иметь доступа к ним. Те сотрудники фонда, которые сейчас совмещают работу в ФЭПе и СМИ, должны будут выбирать, с кем остаться".

Что ж, кому-то действительно придется сделать выбор. При этом весьма интересно, как перераспределение ресурсов скажется на общей работоспособности и эффективности команды ФЭПа, ведь при такой жесткой постановке вопроса возможны самые неожиданные варианты развития событий.

Особенно происшедшее интересует нас с точки зрения приближающихся выборов в парламент Украины. По заявлениям ответственных лиц Социал-демократической партии Украины (Объединенной), именно московские политтехнологи консультируют социал-демократов по интернет-направлению избирательной кампании.

Последние заявления украинских политиков различных мастей и государственных мужей самого высокого уровня, вплоть до президента Украины, не отличаются особой восторженностью по поводу самого факта существования совершенно не подконтрольного информационного пространства - интернета. В первую очередь, всем понятно, что такие резкие заявления связаны с элементарной боязнью возможностей интернета в плане бесконтрольного распространения и получения информации гражданами Украины.

Это в период предвыборной кампании может фатально отразиться если не на итогах самих выборов, то на итогах судьбы отдельных политиков и чиновников. Человеку свойственно опасаться неизвестного, но здесь говорится о конкретной угрозе - компромате, которого, как правило, боятся те, кому действительно есть что скрывать.

Было бы нелепо пытаться искать какие-то прямые "украинские корни" прозвучавшего заявления президента ФЭПа, но все же, как известно, случайностей в большой политике не бывает. И когда с одной стороны существует партия, нанявшая для интернет-обслуживания такого опытного иностранного монстра как ФЭП, а с другой стороны - волна официальных заявлений и информационных поводов, направленных на создание негативного имиджа интернета как среды и пространства, то ожидать какой-то "мыльной мелодрамы" сложно. Здесь, скорее, возможен триллер.

Видимо, причины действительно где-то в районе кремлевских коридоров, а "украинский след" может присутствовать лишь в качестве одной из экзотических версий. Но все же то, что ФЭП дистанцируется практически от всех своих орудий влияния в интернете, не может не сказаться на ходе политических сетевых баталий.

Впрочем, медийное влияние может производиться удаленно и скрытно. Да и в любом случае, если ФЭП действительно грамотно продаст свои медиа-активы, то ничто не будет мешать ему использовать все те же самые ресурсы. В таком случае просто немного уменьшится количество зарабатываемых денег, но и проблем, связанных с поддержанием и развитием достаточно крупного медиа-холдинга, заметно поубавится, что даст свои плюсы в усилении внимания по другим "чисто ФЭПовским" проектам.

Хотя, конечно, ситуация может оказаться намного более тривиальной: у ФЭПа могли просто закончиться деньги на поддержание всех существующих проектов. А клиенты из "кремлевских коридоров" не особо спешили с оплатой. При этом у Павловского никаких особых рычагов и механизмов для того, чтобы повлиять на ситуацию, просто не было, и в итоге было принято решение поступить столь эффектно с точки зрения пиара, и столь эффективно с точки зрения денег.

В то же время, тот, кто "подхватит" медиа-проекты ФЭПа, будет вынужден не только расстаться со значительным количеством средств, но и решить серьезный вопрос о необходимости самостоятельно поддерживать и финансировать огромный журналистский штат (несколько сотен человек). А самому ФЭПу ничего не помешает в последующем реанимировать часть старых медиа-идей, и не исключено, что появятся проекты в новом исполнении типа СМИ.ру-2 или Вести.ру-2. На вторую Страну.ру у ФЭПа "своих" денег может не хватить, но и тут всегда найдутся добрые инвесторы.

Любопытно, что прозвучавшее заявление президента ФЭПа вызвало живой интерес в среде украинских медиа. И не только с точки зрения грядущих выборов, но и с точки зрения некоторой этапности того, что сейчас происходит на рынке интернет-медий в России. Может быть, такой сценарий возможен и в Украине? Даже если и нет, чужой опыт в такой ситуации будет многим полезен и интересен.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования