Партнерский сбор УП. Задонать на дроны и РЭБы

Черные дни Чернигова

Понедельник, 9 июня 2003, 14:31
Итак, президент АКБ "Укрсиббанк" Александр Ярославский по предварительным данным избран депутатом Верховной Рады. В Чернигове. На довыборах. В воскресение, 8 июня.

По данным окружной избирательной комиссии за него проголосовали 19, 846 избирателей, что составило 27,06% от тех, кто принял участие в голосовании. За ним – самовыдвиженец Дмитрий Иванов, которого поддерживала оппозиционная "тройка" - 17, 455 голосов (23,8%). Замыкает пьедестал избирательного почета - Александра Кужель, которую поддержали 10, 280 избирателей (14,01%).

Как сообщили УП в избирательной комиссии, из 164 тысяч избирателей, в выборах приняли участие 73, 276. В результате подсчета голосов было обнаружено 7, 849 недействительных бюллетеней, что составило 10,7%.

Корреспондент УП наблюдал за древним русским городом в день голосования. Репортерские впечатления.

Участок

Высокой активности избирателей, как и всегда - во время летних голосований, не наблюдалось. Первыми к участкам дошли бабушки-пенсионерки. Через пять минут они покидали участки в шоке. Ведь в бюллетенях напротив имени их любимицы - "временно неработающей" Витренко Натальи Михайловны стоял жирный штамп "Выбыл".

Накануне, 7 июня, окружная избирательная комиссия со второй попытки все-таки сняла лидера ПСПУ с гонки. Формальной причиной стала оплата печатных агитационных материалов не из избирательного фонда кандидата в народные депутаты. Сама Витренко с такой формулировкой, понятное дело, не соглашается и обещает уже в ближайшее время завалить жалобами все судебные инстанции - Европейский суд по правам человека включительно.

Но это все было сказано уже после обеда, когда Витренко вместе с доверенными лицами, экс-депутатами Владимиром Марченко и Людмилой Безуглой, посетила пресс-центр. На этот раз местные и столичные журналисты работали в комфортных условиях пресс-центра, организованного совместно Черниговским пресс-клубом и Комитетом избирателей Украины.

А перед этим, не раз пришлось наблюдать, как недовольные пенсионеры едва не за грудки хватали председателей и просто представителей избирательных комиссий, которые не могли дать понятное "протестному электорату" объяснение, почему "нашу и вашу Наташу" сняли с выборов.

Кое-кто разворачивался и уходил с участков. Другие - брали бюллетени и начинали портить кровь и нервы избиркомовцам за имеющиеся в наличии, по их мнению, нарушения закона непосредственно в бюллетене. Это мог быть немного криво поставленный штамп "Выбыл", или оттиск печати, который немного заходил на отрывной талон… Третьи писали слово "ВИТРЕНКО" прямо поверх злополучного штампа. Четвертые - непосредственно на урне для голосования…

Но, как оказалось, больше всего среди потенциальных избирателей Наталии Михайловны было тех, кто все-таки дал бой "преступному режиму" и "проамериканской оппозиции" - это те, кто поставил галочку или плюсик напротив позиции "против всех". По последним данным, их было 8, 201 тысяч, т.е. 11,18% избирателей. В тот день кандидат "ПРОТИВ ВСЕХ" был в Чернигове в фаворе.

Кандидат

Вообще заявили о своем желании представлять округ в парламенте 38 человек. В избирательный бюллетень были внесены фамилии 33-х. До дня волеизъявления "дожил" только 21 (двадцать один).

Самые известные - экс-глава Госкомпредпринимательства Александра Кужель (поддерживаемая политической партией "Трудовая Украина" и лично Сергеем Тигипко), банкир Александр Ярославский (ему содействовала "власть"), Наталия Витренко (ПСПУ), экс-пресс-секретарь Чорновола Дмитрий Понамарчук, экс-депутат Александр Пухкал, а также редактор местной молодежной газеты "Гарт" Дмитрий Иванов, которого поддержала оппозиция в формате "тройки" (СПУ-БЮТ-"Наша Украина").

Коммунисты выдвинули своего человека, возможно, неплохого, но в данных условиях заведомо непроходного. Хотя, редактор-оппозиционер Иванов отмечал во время публичных мероприятий, что его поддерживают не только Александр Мороз, Юлия Тимошенко и Виктор Ющенко, но и поэт-коммунист Борис Ильич Олийнык. Компартия по этому случаю делала официальное объяснение, что это личная позиция уважаемого законодателя, а не позиция собственно КПУ.

На выборах хорошо себя показала… фракция СПУ. Более половины ее членов работали в округе, который должен направить в Киев ее будущего члена Дмитрия Иванова. Семенюк, Рудьковский, Сподаренко и другие проводили встречи с избирателями, вели диалог с властью. Хотя, это не помогло оппозиционному газетчику попасть в оплаченный из избирательного фонда телеэфир. Как только выступила Наталия Витренко, так сразу неизвестный (опять "неустановленное лицо"!) сделал куда нужно звонок о… заминированном телецентре. Взрывчатку искали милиционеры с собаками (или псы с ментами?) ровно до 24-х часов, когда официально вступил в силу запрет на политическую рекламу и агитацию.

Город

Политически-активные горожане утверждают, что еще за несколько дней весь центр Чернигова был завешен бигбордами с портретами Александра Ярославского. В день выборов город изобиловал другими исполинскими досками - "Укрсиббанка", который и возглавляет кандидат. Но троллейбусы еще носили на своих горячих опыленных боках лозунги в поддержку бизнесмена. Может потому, что местным транспортникам пришлась по нраву деятельность возглавляемого Ярославским благотворительного фонда, а может из-за какой-то другой беды…

Конкуренция открыток в день перед 8 июня приобрела признаки войны. Видимо-невидимо фальшивых открыток - например, пришлось видеть призыв голосовать против Витренко, подписанный… "Владимиром Марченко", на самом деле, ее вечным санчо пансой - оруженосцем и просто редактором партийной газеты "Досвітні вогні".

На офсетную полиграфию Ярославского какие-то господа наклеивали зеленые купюры, псевдодоллары, где вместо просветленных лиц президентов в париках был помещен сам Александр Владленович. Думается, что от этого он не слишком возрадовался.

Очень много потратил на наглядную агитацию и пропаганду "сын земли Черниговской" Александр Пухкал. Но не до всех содержание его посланий дошло: немалый тюк его пафосных открыток утром в день выборов можно было видеть в кустах посреди города.

Особенно не повезло плакатам согласованного кандидата Иванова. Кто-то сознательно и очень настойчиво выцарапывал глаза его бумажным агитаторам Виктору Ющенко и Александру Морозу. Может тому, что кое-кому просто стыдно смотреть в глаза последним моральным политикам…

Пиар на фоне страха

По мнению пресс-секретаря КИУ Александра Черненко, это были едва ли не первые выборы за последнее время, где не был прямо задействован т.н. "админресурс". Председатель Комитета избирателей Игорь Попов даже заявил на послеизбирательной пресс-конференции, что у его подчиненных, которые вели наблюдение, нет претензий к исполнительной власти. Не были задействованы в чистом виде и основные схемы фальсификации - "карусель", "пирамида", "платочек"… Это когда чистые бюллетени выносятся из избирательных участков, передаются за финансовое или другое материальное вознаграждение, как пишут в милицейских рапортах "неустановленным лицам", а потом те совершают с ними какие-то манипуляции, вследствие которых те чудесным образом попадают в урны. Как говорил один киноперсонаж, "ловкость рук и никакого мошенства".

Не доказано, значит, ничего и не было?… Глава областной организации УНП Владимир Ступак рассказал, что по его информации, еще накануне дня выборов в команде кандидата N. было около сотни вынесенных из избиркомов "документов строгой отчетности" для реализации "технологии плавающего бюллетеня". Руководитель Черниговского областного КИУ Александр Соломаха продолжает мысль следующим образом: "Если "карусель" с бюллетенями закрутили, а у кандидатов нет об этом информации, то существует два варианта - или ничего не было (что вряд ли), или люди просто боятся давать показания...".

Вместо резюме

Я не хочу сказать, что на этих выборах закон и право торжествовали. Потому что иначе меня разорвут на мелкие кусочки те же витренковские бабушки и не подадут руки знакомые социалисты. Просто "власть" (кстати, этим эвфемизмом пользуются все без исключения кандидаты - от супероппозиционных до якобы прорежимных) научилась проводить выборы так, чтобы наблюдатели фиксировали многочисленные, но малосущественные для общей картины нарушений (наподобие ошибок в фамилиях избирателей), но не видели настоящей картины того, что происходит. Поэтому на эмоциональном уровне сочувствуешь экстравагантным эскападам товарища Витренко или гневным тирадам Кужель, но понимаешь, что почти ничего из этого они не смогут доказать в суде.

Люди действительно боятся. Весь город гудит, что где-то на заводе "Химволокно" давали по червонцу за позитивное голосование за Ярославского. Но никто об этом не скажет вслух.

И есть чего бояться. Потому что за два дня до выборов на Дмитрия Иванова совершили нападение какие-то, конечно, неустановленные"
юнцы. Только зарегистрированный двенадцатизарядный пистолет "Форт" в руках, крепкое украинское слово на устах и мужская сила позволили ему довести кампанию до конца. Но кто будет расследовать инцидент?

Да, власть (уже без кавычек!) ничего не боится. Если уже член почти семейной для Леонида Кучмы "Трудовой Украины" Александра Кужель вынуждена заявить - "Это не политика в стране, а геноцид. В этой схеме, которая реализуется, либо Медведчук побеждает на выборах, либо человек, которого он ведет. Он внес меня в темники, но президент должен меня услышать…".

Это была генеральная репетиция. Представление где-то через полтора года. Занавес.


Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Все новости...