Партнерский сбор УП. Задонать на дроны и РЭБы

О чем уже договорились Медведчук, Мороз и Симоненко?

Пятница, 29 августа 2003, 20:37
Продолжается согласование изменений в Конституции между Медведчуком, коммунистами и социалистами. Окончательного текста законопроекта, несмотря на заявление Кравчука, еще нет.

"Украинская правда" из источников, приближенных к участникам переговоров, получила документ, последние правки в который были внесены в четверг. Но и его тоже нельзя назвать финальным аккордом творчества Медведчука, Мороза и Симоненко. Однако он дает четкое представление, что будет в варианте изменений в Конституцию, который кто-то называет "компромиссным", а кто-то – "предательским".


Краеугольный вопрос – формирование правительства. Согласно предварительному законопроекту, это звучит так:

в Верховной Раде "по результатам выборов и на основании согласования и сочетания политических позиций" формируется коалиция фракций и групп, которая должна насчитывать 226 депутатов. Она вносит президенту кандидатуру премьера и формирует Кабмин.

Сроки, отведенные на создание такой коалиции - месяц с первого заседания парламента или месяц с дня распада предыдущей коалиции.

Парламент утверждает по представлению президента четырех ведущих чиновников - премьера, министра обороны, министра иностранных дел и главу СБУ. По представлению главы правительства Верховная Рада дает путевку в жизнь всем другим членам Кабмина, главе Антимонопольного комитета, Гостелерадио, Фонда госимущества. Парламент также может всех их уволить.

Кабинет министров по представлению премьера назначает и увольняет губернаторов и руководителей органов исполнительной власти, которые не являются членами правительства. От президента к правительству переходит право назначать половину Совета НБУ.

Отставка Кабмина или члена правительства должна утверждаться Верховной Радой.

Как и раньше, Верховная Рада по представлению президента голосует за генпрокурора. Но здесь есть нововведение: отставка генпрокурора возможна только тогда, когда на нее согласится парламент.

Верховная Рада распускается президентом в четырех случаях:
- если за месяц не сформирована коалиция;
- если в течение трех месяцев не избран президент - для этого нужно 3/4 голосов депутатов;
- если в течение 60 дней после отставки Кабмина не сформировано новое правительство;
- если в течение 30 дней сессии пленарные заседания не могут начаться.

Решение о роспуске парламента "принимается президентом после консультаций с главой Верховной Рады, его заместителями и руководителями фракций и групп".

Досрочно могут быть прекращены полномочия и отдельных депутатов. Новые наработки предусматривают для этого такие предпосылки:
- если на протяжении 20 дней не выполнено требование несовместимости депутатского мандата;
- если депутат отсутствует на пленарных заседаниях без уважительных причин 60 дней;
- если депутат вышел или он был исключен из фракции той силы, по списку которой он был избран; в данном случае решение об исключении депутата принимает "высший руководящий орган партии или блока".

Депутаты могут совмещать свой мандат с должностью министров и "руководителей других центральных органов исполнительной власти". Вместе с тем избранники не могут заниматься "оплачиваемой или предпринимательской" деятельностью – кроме преподавания, научной или творческой деятельности.

Также депутаты не имеют права входить в состав "руководящего или наблюдательного органа предприятия или организации, которое функционирует с целью получения прибыли".

Среди других предложений – Верховная Рада назначает судей не бессрочно, а на 10 лет. Также парламент голосует не за треть, а за половину состава Конституционного суда.

Президент со значительно сокращенными полномочиями все же имеет право останавливать действие актов Кабмина – "по причине их несоответствия Конституции, законам и актам президента". Вместе с тем президент подает в Конституционный суд обращение с просьбой разобраться в конституционности таких актов правительства.

Процедура импичмента президента остается неизменной. Если же глава государства все же досрочно уйдет со своей должности, то его полномочия временно будет исполнять спикер Верховной Рады.

Прокуратура получает новые полномочия, которые закрепляются в Конституции сроком на 5 лет: "надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, соблюдением законов по этим вопросам органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными и служебными лицами".

Эта норма была и раньше в законодательстве, но Украина от нее давно уже должна была отказаться – в соответствии с обещаниями, предоставленными официальным Киевом Совету Европы.

И, в конце концов, переходные положения Конституции. Здесь записан тот предохранитель, которого требует оппозиция: "Верховная Рада в 2006 избирается в многомандатном общегосударственном избирательном округе по избирательным спискам кандидатов в депутаты от партий и блоков".

Эта новая Верховная Рада в 2006 через месяц после начала работы должна избрать президента. При этом там указана странная норма: Этот прогрессивный парламент вступает в полномочия с избранием не меньше 3/4 депутатов. Как такое возможно, когда выборы проходят по спискам – не понятно.

Изменения в Конституцию, то есть ограничения полномочий президента, вступают в силу через 4 месяца после их принятия Верховной Радой. Неужели, если это произойдет в начале зимне-весенней сессии 2004 года, то и Кучма поправит малой властью?


Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования