Кучма перед еще одним историческим выбором

Четверг, 2 октября 2003, 11:54
Еще одна "Ялта-2" ждет Украину в ближайшее время. После ЕЭП новое испытание для евроинтеграции Киева – запуск уже легендарного нефтепровода между двумя украинскими городами, Одессой и Бродами.

Удивительно, но сценарий "Одесса-Броды" словно плагиат драмы "ЕЭП". Есть свои "хорошие" – которые за Европу, за прямое использование трубы, за поставку нефти из Каспия на Запад. Хотя для гарантирования этого направления нет ни одного контракта. Есть "плохие" – они за Россию, за использование трубы для потребностей северного соседа. Который при этом обещает на второй день экономическую выгоду Украине.

В нефтепроводной версии есть даже свое предостережение, когда Украина готова согласится с требованиями России: мы, мол, запустим реверс, но только до того момента, пока не появится нефть из Каспия, готовая направиться в Европу. При этом они добавляют: душой мы все равно с Европой.

Цена вопроса для России – 1,8 миллиарда долларов, которые, по оценкам экспертов, она может заработать после запуска реверса. Цена для Европы – новая нефть, из Казахстана. Главное, что не из России, уменьшить зависимость от которой, кажется стремятся все, кроме Украины. Цена для Украины – рубли сегодня или уникальная роль альтернативы России завтра или послезавтра.

События начинают разворачиваться в ускоренном темпе. На теме снова могут подзаработать журналисты. Остался последний раунд борьбы за направление, в котором будет работать труба. Приверженцы европейского варианта обещали 21 октября первые пробные поставки нефти. Лоббисты российского варианта не сдают свои позиции: как в кабинете Кучмы, так и в "Укртранснафте".

Во главе компании "Укртранснафта", которая руководит трубопроводом "Одесса-Броды", сидят два антагониста. Александр Тодийчук является президентом "Укртранснафты", Станислав Василенко – исполнительным директором. Первый делает все возможное для запуска трубы в Европу, второй – для реверса. Тодийчук потерял реальную власть летом, когда было изменено распределение полномочий в пользу Василенко. Но при этом Тодийчук остается уполномоченным Украины по вопросам Евразийского нефтетранспортного коридора.

На днях Тодийчук провел переговоры в Брюсселе. После этого он сообщил в интервью Би-Би-Си, что с помощью европейских партнеров Украине удалось найти потенциальных поставщиков 9 миллионов тонн каспийской нефти для заполнения нефтепровода "Одесса-Броды", а также потенциальных покупателей 6 миллионов тонн этой нефти в Европе.

Это была встреча представителей Украины, Польши, Словакии, Чехии, Германии и Британии, а также Еврокомиссии.

"Рассматривался проект развития нефтетранспортного коридора на всех этапах. Первый – это движение нефти в Броды, из Брод – в направлении Ужгорода в Словакию, Чехию и немного дальше - на южные заводы в Германии".

"Кроме того, есть возможность, начиная с этого года, из Брод, перегружая нефть на железнодорожные цистерны, транспортировать их на юг Польши. Ранее предполагалось, что Польша подключается к проекту лишь на третьем этапе, когда будет построен трубопровод Броды-Плоцк. Сегодня мы говорим, что южные польские заводы имеют возможность получать эту нефть уже в этом году", - заявил Тодийчук.

Вместе с тем его оппоненты во главе "Укртранснафты" не верят этим обещаниям. Источники "Украинской правды", приближенные к нынешнему реальному руководителю Василенко, рассказывают, что вообще не может быть никаких поставок нефти из каспийского региона.

Да, они обращались к потенциальным поставщикам для заполнения трубы технической нефтью. По их словам, Азербайджан заявил, что все распродал, а Казахстан и Туркмения вообще не ответили. Единственный, кто откликнулся – это Россия.

Кроме того, команда Василенко не верит и в то, что каспийская нефть кому-то нужна в Европе. Аргументация такова: из Каспия идет светлая нефть, а европейские заводы имеют оборудование для переработки тяжелой нефти из России (тип "юралз"). И, говорят приверженцы реверса, если просуммировать все заводы, которые теоретически готовы принять из "Одесса-Броды" каспийскую светлую нефть, то получится, что это объем переработки 10 миллионов тонн на год.

Это значит, что "Одесса-Броды" может закрыть полностью всю эту квоту – размер трубы разрешает транспортировать 9-14 миллионов тонн. Но у "Одесса-Броды" уже есть конкуренты, которые также готовы поставлять светлую нефть на европейские заводы из других месторождений. Поэтому, мол, даже в нынешнем виде "Одесса-Броды" не сможет использоваться на полную. И тогда можно забыть о розовой мечте приверженцев европейского направления, что нефтепровод может быть расширен до 45 миллионов тонн. Такие объемы светлой нефти Европа просто не сможет нигде переработать – нет мощностей.

Вместе с тем положительный вердикт использованию "Одесса-Броды" на Европу дал мировой аудитор "Прайсвотерхаускуперс". И он не сомневается в росте спроса на светлую нефть из Каспия. Во-первых, чтобы Европа уменьшила зависимость от России. Во-вторых, так как светлая нефть из Северного моря, которую перерабатывают немецкие заводы, через 10-30 лет закончится, и заменой ей может стать как раз каспийская.

Люди из команды приверженцев реверса так же признают, что поворот трубы в направлении из Бродов в Одессу не имеет исторической перспективы. Вместе с тем они инициируют вопрос реверса перед россиянами – так как, по их словам, занимаются не политикой, а экономикой.

А экономика им подсказывает, что реверс лучше, так как это хоть какие-то деньги (по их словам, 70 миллионов долларов на год), чем вообще никаких. В то, что труба не завтра заработает на Европу, нынешнее руководство не верит. Нынешний руководитель Василенко, когда весной 2003, еще не имея полномочий, подписывал протокол о намерении запустить реверс, сам предложил, чтобы труба 21 год работала в обратном направлении. Мол, будет 21 год стабильная прибыль от россиян.

Однако решать, как будет работать "Одесса-Броды", будут не эти почтенные господа, а правительство (снова параллель с ЕЭП!). Кабмин пока этого решения не принял. Для этого должно быть проведено исследование преимуществ реверса. Но еще даже не определен аудитор. А между тем обещано, что в октябре должны состояться первые поставки нефти в Европу. После чего возвращать трубу в реверс будет алогично. В предчувствии, что сценарий реверса можно навсегда проиграть, началась еще одна серия противостояния.

Недавно команда Василенко инициировала заполнение "Одесса-Броды" технической нефтью, объясняя это боязнью появления коррозии в уникальной трубе. И здесь сразу же на крик о помощи приходит ТНК, главный лоббист реверса среди российских компаний. Она предлагает свою нефть. Которая, как известно, не легкая, каспийская, а тяжелая, юралс.

Оппоненты реверса сразу заявили, что это попытка в обход решения правительства сделать невозможным европейское использование "Одесса-Броды". И, по их словам, техническая нефть "Одесса-Броды" не нужна, так как нефтепровод уже заполнен консервантом и ему не угрожает зимняя коррозия.

По словам Тодийчука, даже просто запуск российской технической нефти поставит крест на европерспективе "Одесса-Броды". При таком развитии событий Польша откажется подписать договор об интеграции своих нефтепроводов с украинскими, а затем – откажется достраивать "Броды-Плоцк". Что перечеркивает всю уникальность "Одесса-Броды".

Поляки говорят, что после появления российской технической нефти попадают под "большие политические риски", передал их слова Тодийчук.

Кроме того, по его словам, и "представители Еврокомиссии были категоричными – они сказали: если будет заполнение российской смесью, Европа и эти потенциальные партнеры, которые принимали участие в этом заседании (в Брюсселе), теряют интерес к этому трубопроводу".

Против технологической нефти выступил и МИД – так как это нарушит обязательства, взятые Украиной при подписании в мае 2003 года общей декларации с правительствами Польши и Еврокомиссией в поддержку развития Евроазиатского нефтетранспортного коридора.

Со слов Тодийчука, российская "юралз", если появится в трубе, автоматически повлечет за собой реверсное использование. Так как ТНК предоставит свой "юралз" на условиях кредита, который "имеет опасные позиции": Тодийчук говорит, что Украина не сможет досрочно погасить его, не будет иметь права изменять ее качество. "То есть Украина будет скована в своей деятельности на весь период действия этих контрактов".

Тогда для "Одесса-Броды" остается лишь реверс, который является дорогой в никуда. Точнее, в Босфорский пролив, перегруженный танкерами. Тодийчук привел слова представителей Еврокомиссии, которые охарактеризовали реверс так: "Кроме дополнительной нагрузки на Босфор, ничего интересного в этом проекте Евросоюз не видит".

По словам эксперта Альбрехта фон Блюменкорна, который в "Прайсвотерхаускуперс" занимается проектом "Одесса-Броды", танкеры должны ждать в Босфоре до 10 суток и нести дополнительные затраты до 300 000 долларов на танкер.

Вместе с тем команда Василенко не учитывает аргумент, что Босфор может не принять дополнительную порцию нефти из России, которая прийдет в Черное море по реверсному "Одесса-Броды". Нынешнее руководство "Укртранснафты" говорит, что это будет не их проблема, а ТНК. И как она ее решит, Киев не интересует. Россияне заплатят Украине за прокачку нефти по "Брода-Одесса"? Заплатят. Так заплатят и Турции, которая спекулирует на проблеме пролива. Доллары решают все, снова цитируют свой лозунг приверженцы реверса во главе "Укртранснафты".

Такая поспешность команды Василенко наполнить "Одесса-Броды" русской нефтью также объясняется и тем, что это может быть их последним шансом решить судьбу трубы в свою пользу.

Премьер Янукович, вопреки пророссийскому имиджу, в вопросе "Одесса-Броды" стал на сторону европейского направления. Глава правительства вменил в обязанность провести новое собрание акционеров "Укртранснафты" и восстановить в должности Тодийчука.

Но решение премьера тихо просаботировали. Новое собрание акционеров не назначено, так как это должна сделать дирекция "Укртранснафты". А дирекции как таковой просто не существует – ее должен был сформировать наблюдательный совет компании. Недавно, уже после требования Януковича, состоялось такое собрание, но вопрос создания дирекции там не рассматривался.

Когда состоится новый наблюдательный совет "Укртранснафты" – неизвестно.

Фактически судьба "Одесса-Броды" сейчас находится в руках Кучмы. Понятно, что без его санкции Василенко не заключит контракт на снабжение технической нефти из России и де-факто не легализирует реверс.

Вопрос в том, отважится ли Кучма решить судьбу "Одесса-Броды"? Нанесет ли он, после ЕЭП, еще одну пощечину им же провозглашенному "европейскому выбору Украины". Убедит ли его Пинчук, что условия "ТНК" – это "реальная экономика", а "политиканство" – это игры в коалиционное правительство и то, что исторический вопрос будет решать Янукович, а не президент.

Накануне сам Кучма на пресс-конференции снова сказал, что вопрос "Одесса-Броды" должно решить правительство в присутствии журналистов. Имел ли он в виду, что к тому времени в трубе будет плескаться российская нефть, а Янукович просто зачитает подготовленную ему на Банковой резолюцию? Как это уже было в карьере действующего премьер-министра.




Читайте также:

Украина снова разрывается между Москвой и Западом




powered by lun.ua