Партнерский сбор УП. Задонать на дроны и РЭБы

Демократическое расширение Европы

Среда, 31 марта 2004, 12:17
Инициатива "Расширенная Европа", которая была недавно начата Европейской Комиссией с целью урегулирования отношений с соседними странами, выглядит на бумаге прекрасно. Однако этот план обречен на провал, если мы позволим ему раствориться в европейской бюрократии. Члены Европейского Союза должны объединить усилия ради реализации этой обнадеживающей идеи.

Если инициатива, которую уже сейчас называют новой политикой соседства, станет реальностью, то это будет оказывать содействие развитию в соответствии со стандартами Евросоюза стран, граничащих с ЕС на востоке и юге, формированию в них сбалансированной системы государственного управления.

С такой точки зрения важнейшим рычагом влияния ЕС является перспектива членства той или иной страны. До этого времени она творила чудеса. Но проблемы настоящего делают невозможным дальнейшее использование этого фактора, за исключением потенциальных членов: Болгарии, Румынии, Турции, а также, возможно, некоторых стран в составе бывшей Югославии.

Ни одна из стран на восточной и южной границах Европы – от Марокко на юге до Украины и Беларуси на востоке – не готова вступить в ЕС. Но проект "Расширенная Европа" может помочь наладить более тесные связи с этими странами, а в некоторых случаях – и подготовить их к возможному вступлению в Союз.

На Балканах, например, такие пути были подготовлены гарантиями двусторонней стабильности и договорами о сотрудничестве после согласования условий Пакта Стабильности. Послевоенные усилия ЕС были направлены на объединение стран региона путем их приближения к Союзу.

Однако без экономических и политических факторов влияния Пакт Стабильности оставался лишь набором пустых слов. Без них все возможности относительно Балкан были потеряны. Регион и до сих пор остается уязвимым, о чем свидетельствуют недавние вспышки насилия в Косово.

Инициатива "Расширенная Европа", которая признает определенную неотъемлемую несимметричность характера отношений между ЕС и его соседями, должна учитывать подводные камни Пакта Стабильности. Европейская Комиссия должна уделить больше внимания реалистичности и конкретным шагам плана действий, который разрабатывается для стран с первоочередным значением, еще до того, как будет определена общая концепция этой программы. Следует создать общие рабочие группы для мониторинга процесса выполнения программы действий.

ЕС должен применять эффективную систему стимулов для содействия демократическому развитию соседних стран, не ожидая взаимных уступок. Страна может быть лишена стимулов, если она не выполняет своих обязательств.

На востоке Расширенная Европа – это задний двор России. ЕС не сможет в ближайшее время поощрять к вступлению любую из этих стран, поскольку Россия прилагает все усилия, чтобы заманить их в обновленную империю. Чтобы нейтрализовать притягивающую силу России, ЕС может облегчить доступ к общему Европейскому рынку, предложить более благоприятные визовые режимы, предоставить возможности для работы и иммиграции, а также доступ к капиталу и технической помощи.

Как известно, в бюджете ЕС не предусмотрены затраты на проекты относительно Расширенной Европы до 2007 года, но в случае необходимости средства можно найти. Практическое внедрение таких инициатив станет более привлекательной альтернативой современной политике США, которые распространяют демократию военным путем.

Я создал сеть фондов с целью развития открытого общества в странах бывшего Советского Союза. Эти фонды в небольшом масштабе внедряют то, что инициатива "Расширенная Европа" призвана сделать в широком аспекте. Они оказывают содействие демократическому развитию путем поддержки гражданского общества и, по мере возможности, сотрудничества с правительствами. Чем менее восприимчиво правительство, тем более важной становится поддержка гражданского общества.

ЕС должен руководствоваться таким же принципом. Учитывая это, ЕС должен усилить свое присутствие в Украине, Молдове и Грузии. В Украине и Молдове приближаются выборы, растет количество нарушений, которые часто сопровождают избирательные процессы.

Перспектива получить значительные преимущества может стать существенным стимулом для прекращения этих нарушений со стороны органов власти. Грузия недавно закончила процесс мирной революции и может приобщиться к внедрению этой инициативы. Вместе с тем, опыт Грузии уникален, и это нервирует режимы соседних стран. Они не видят необходимости в укреплении верховенства права и демократических учреждений. Для того, чтобы переубедить их, нужна политика кнута и пряника.

Беларусь кому-то может показаться безнадежной. Но возмутительное поведение президента Александра Лукашенко может спровоцировать неожиданную смену его режима. Страны –члены ЕС протестовали против попыток Лукашенко уволить ректора Европейского Гуманитарного Университета, и это вместе с другими событиями ослабило позицию президента.

В то же время, Россия не будет оказывать содействие положительным изменениям в регионе. После периода хаоса обновленное Российское государство отбрасывает те небольшие достижения на пути к открытому обществу, которых ему удалось достичь.

Потерпев поражение в предоставлении России эффективной помощи, Запад имеет на нее довольно ограниченное влияние. Единственный путь – укреплять экономические связи, а также прекратить относиться к России как к стране молодой демократии. Последнее воплощение России подчеркивает, что ЕС следует быть более активным по отношению к соседним странам, в которых политическая ориентация осталась сбалансированной.


Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования