Партнерский сбор УП. Задонать на дроны и РЭБы

Визит Папы Римского в Украину

Понедельник, 2 июля 2001, 12:31
Спустя 10 лет после того, как Украина стала независимой страной, она пытается преодолеть разнообразные трудности, связанные с обустройством ее государственности и улаживанием внутренних противоречий. Сложность задачи отражена и в религиозной жизни страны. 15 лет назад все православные украинцы официально числились прихожанами Московского Патриархата. С распадом СССР в Украине образовались четыре церкви - Греко-Католическая, которая проводит свою богослужебную жизнь по византийскому обряду, но с конца XVI столетия подчиняется Римскому Папе, Украинский Православный Экзархат Московского Патриархата, Киевский Патриархат и Украинская Автокефальная Церковь. Я попросил Николая Гвоздева - сотрудника института Церкви и государства имени Досина при университете Бейлор в штате Техас, который занимается исследованиями в области церковно-государственных отношений в России и Украине, рассказать о взаимоотношениях этих церквей и о том, как их прихожане отнеслись к визиту Римского понтифика.

"Для греко-католиков визит Папы Римского, естественно, был чрезвычайно важным событием и важным фактором их глобальной стратегии добиться признания в качестве одной из ведущих национальных церквей Украины, обладающей тесными связями с Западом, - сказал Гвоздев. - Визит Папы Римского помог украинским националистам подчеркнуть для всего мира, что их страна отделилась от России и стремится к интеграции с Европой. Известно, что приезд Папы в Украину откладывался из-за разногласий Ватикана с Московским Патриархатом. С точки зрения греко-католиков тот факт, что понтифик приехал в Украину, несмотря на протесты Московского Патриархата, дает им основания надеяться, что мировое сообщество, наконец, перестанет воспринимать Украину как сателлита России.

Другой важный момент приезда Папы в Украину для греко-католиков сводится к тому, что их общение с понтификом убедит людей как внутри страны, так и за ее пределами, что Греко-Католическая Церковь - не только религиозное объединение исключительно связанное с Галицией, но церковь всеукраинская, - продолжал эксперт по религиозным проблемам. - До сих пор католикам латинского или западного обряда разрешалось организовывать общины по всей Украине, тогда как греко-католики были ограничены западными частями страны".

Далее Николай Гвоздев коснулся Украинского Экзархата Московского Патриархата - самой крупной в отношении численности верующих и приходов Церкви в Украине.

"Руководство Украинского Экзархата не приветствовало визит Папы отчасти из-за своего убеждения в том, что Католическая Церковь восточного и западного обрядов ведет войну против православия. В начале 90 годов Московский Патриархат потерял много приходов в Западной Украине, когда греко-католическая церковь была легализована. Начиная с 46 года, когда их церковь была запрещена советской властью, многие греко-католики вынуждены были выдавать себя за православных, но в начале 90 годов вернулись в лоно своей легализованной церкви. Русская Православная Церковь считает, что греко-католическая церковь служит орудием вовлечения православных в орбиту Ватикана.

Украинский Экзархат Московского Патриархата опасается того, что визит папы активизирует униатское движение и украинский национализм и приведет к тому, что украинцы перестанут рассматривать Экзархат как полноправный национальный украинский религиозный институт, - считает Гвоздев. - 70 процентов православных украинцев числятся прихожанами Экзархата. Некоторые видные государственные деятели высказываются за то, чтобы православные церкви в Украине объединились в единую автокефальную церковь, свободную от внешнего подчинения. На фоне таких высказываний можно понять беспокойство Московской Церкви".

Две другие крупные православные группы в Украине – Киевский Патриархат и Автокефальная Церковь - не признаются другими православными церквами и Римом в качестве канонических церквей. О том, как Киевский Патриархат отнесся к визиту Папы Римского, Николай Гвоздев - научный сотрудник института Церкви и государства имени Досина при университете Бейлор - сказал следующее:

"Патриарх Филарет - руководитель Киевского Патриархата - добивается легитимности и надеялся на то, что возможность хотя бы кратковременного общения с Римским Первосвященником поможет ему. Филарет лоббирует также других православных патриархов, в особенности - константинопольского Варфоломея, в попытке получить каноническое признание. Интересно, что патриарх Филарет добился некоторого успеха в расширении влияния своей церкви. Используя лозунг "независимость от Рима и Москвы", он сумел привлечь к себе некоторых недовольных греко-католиков".

Общеизвестно, что Папа Римский - не только глава Римско-Католической Церкви, но также руководитель признанного во всем мире государства Ватикан. Он приехал в Украину без одобрения крупнейшей православной церкви в этой стране. Означает ли это, что он может подобным образом добиться визита и в Россию?

"Я не исключаю, что он может решиться поехать в Россию как глава государства, а не как предстоятель Церкви, - ответил Николай Гвоздев. - В своих поездках он выступает в основном в качестве религиозного лидера. Я думаю, что в Украину он решил поехать в качестве руководителя Ватикана, чтобы подчеркнуть свою символическую роль объединителя европейских народов. Мне кажется, что украинские политики решили поддержать визит Папы Римского несмотря на возражения Московского Патриархата, потому что считали его приезд важным символическим шагом для Украины, направленным на то, чтобы доказать всему миру, что их страна стремится стать частью Европы".

В последние годы Папа Римский посетил несколько православных стран - Румынию, Грузию, Грецию, а теперь и Украину. Далее в нашей беседе я спросил Николая Гвоздева, способствуют ли эти визиты понтифика православно-католическому диалогу или служат ему помехой.

"Полагаю, что они приносят и пользу и вред одновременно. Прежде всего, папские визиты в православные страны поляризируют часть общества, так как многие православные считают, что между ними и Римско-Католической Церковью существуют глубокие догматические разногласия, и что Папа добивается абсорбции православных в лоно своей церкви. Но с другой стороны, по моему мнению, Папа Римский искренне попросил прощения у православных за прошлые грехи католиков и действительно стремится к развитию экуменического диалога с христианами восточной традиции".

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования