Сорвавшиеся с цепей

Вторник, 16 октября 2001, 17:06
Весь прошлый век женщины-художницы активно отвоевывали у мужчин пространство, изо всех сил стараясь переключить на себя внимание публики. И, надо сказать, небезуспешно. Конечно, дамам не удалось полностью вытеснить конкурентов, но, по крайней мере, они отвоевали у мужчин достаточно места для своих проектов и опытов. И сегодня, например, феминистка Соланж, неудачно стрелявшая в Уорхола, знаменита едва ли не наравне с королем поп-арта. Однако у мужчин-художников всегда находился неприкосновенный запас брутальности.

Рассуждая о мужском и женском в искусстве, не следует забывать, что художники, в отличие от художниц, никогда и не пытались теоретизировать свою самость. За них это сделала история искусств, в которой почти вплоть до ХХ столетия женщине отводилась роль натурщицы (в лучшем случае). Она могла бы считаться музой художника и по сей день, если бы из искусства в начале прошлого века не убралась предметность. Авангардный проект, замахнувшийся на мировое переустройство, добился радикальных перемен. В том числе и в гендерном вопросе.

Знаменитые "амазонки авангарда", далеко шагнувшие из тени своих мужей, возможно, сами не желая того, озадачили мужское сообщество проблемой мужской идентичности. Как ни парадоксально, но теперь ее можно обнаружить в искусстве, отталкиваясь от стереотипов, сформированных женщинами. Например, что все мужчины уже по природе своей агрессивны и обязательно стремятся к власти.

 
 
Кстати, женщинам всегда казалось, что, прежде всего, мужчины рвутся к власти именно над ними. Внятным ответом на это тонкое наблюдение можно расценивать серию перформансов французского художника Ива Кляйна (Yves Klein), использовавшего обнаженные женские тела в качестве преувеличенной живописной кисти. Гигантские холсты, запечатлевшие красочные хаотичные перемещения этих тел, до сих пор вызывают плевки и ярость феминисток.

Но насчет звериной сущности сильного пола женщины, по-видимому, все же не ошиблись. Достаточно вспомнить знаменитых "венских акционистов", устраивавших кровавые мистерии с потрошением домашних животных. Кстати, в этих жутковатых спектаклях участвовали и представительницы прекрасного пола. Правда, им всегда отводилась исключительно факультативная роль.

Мужчина-художник буквально озверел в лице Олега Кулика. Знаменитая серия перформансов, где голый Кулик, посаженный на собачью цепь, кидался на посетителей галерей, явилась настолько мощным прорывом брутальности, что заставила весь мир заговорить о бешеном русском художнике. В Европе от его уличных выступлений с визгом шарахались не только прохожие, но даже полицейские собаки. Добившись мировой славы, Кулик явно остепенился и теперь в основном делает фотографические коллажи. Но даже в этих эстетских работах он выводит себя героем необузданной стихии – то ли животной, то ли просто русской.

Безусловно, художник может перевоплощаться в дикого зверя и таким образом повергать публику в шок. А может и просто исполнить традиционно мужскую повинность – прирезать свинью или барашка. Но только в галерее или на ярмарке современного искусства.
С животными на дружеской ноге и знаменитый британец Дэмиан Хирст (Damien Hirst). Однако он обращается с ними по-европейски цивильно – топит расчлененных свиней, овец, телят в аквариумах с формалином. Получается эффектно, однако не всегда свежо. Так, одна из его заспиртованных акул через несколько лет музейной жизни отчего-то протухла.

Впрочем, это весьма символично. Но не в том смысле, что искусство потрошения – плохого качества, а в том, что беречь его еще пока не научились. Так что, к радости феминисток, мужчинам, видимо, все же придется учиться искусству консервирования. Но не у художниц, а скорее, у домохозяек.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования