Партнерский сбор УП. Задонать на дроны и РЭБы

Украинцы в Украине вернули себе позиции... середины 1950-х!

Среда, 8 января 2003, 10:49
Больше года мы ждали официальной информации о результатах всеукраинской переписи, проведенной в декабре 2001 года. При этом общее сокращение численности население было прогнозируемым - только ленивый не писал в последнее время о "демографической катастрофе" и "вымирании украинцев". И в самом деле, когда в канун нового 2003 года Государственный комитет статистики обнародовал итоговые цифры, население государства по состоянию на 5 декабря 2001 года, по уточненным данным, составляло 48 млн. 457 тыс. человек (в 1989 году нас было 51 млн. 452 тыс. - на 3 миллиона больше!)

Вместе с тем никто не брался с уверенностью прогнозировать результаты переписи в отношении национального состава населения. А ведь этот вопрос имел не только сугубо научный, но и политический вес.

Дело в том, что все послевоенные переписи фиксировали постоянное уменьшение части украинцев в населении УССР (76,8% - 1959, 74,9% - 1970, 72,7% - 1989), и вместе с тем - постоянное увеличение части россиян (16,9% - 1959, 19,4% - 1970, 22,1% - 1989). К тому вели две очевидные причины.

Во-первых, осуществлялась целенаправленная государственная политика перемешивания населения. Не будем вспоминать массовые депортации из Западной Украины в Сибирь, Казахстан и русский Север во второй половине 40-х – начале 50-х гг. Но и позже сотни тысяч украинцев организованно ехали "поднимать целину" и осваивать нефтегазовые месторождения тундры. Вместе с тем рабочих из центральных районов России массово присылали сооружать промышленные гиганты где-то в Донбассе или Приднепровье. Не говорю уже о том, что украинский Юг вплоть до начала 1990-х был лакомым уголком для высокопоставленных российских пенсионеров (прежде всего – военных).

Справедливости ради отмечу - такая политика осуществлялась не только в отношении Украины. В Эстонии часть эстонцев на протяжении послевоенных десятилетий вследствие таких же процессов сократилась от более чем 90% до чуть более 60%, а латыши вообще были на грани того, чтобы оказаться национальным меньшинством в собственной республике. И только крупные масштабы Украины кое-как смягчали последствия политики "большого плавильного котла".

Но существовал и второй фактор - сугубо ассимилирующий. После потери родного языка (1989 года лишь 64,7% граждан УССР назвали родным языком украинский, и только около 48% - послали детей в украинские школы) смена национальности становилась следующим логическим шагом для тех миллионов "украинцев", которые спешили пополнить "новую историческую общность - советский народ". Ведь единственно правильным и перспективным "советским" языком был именно русский, - на котором говорил "великий Ленин", на котором проводились съезды КПСС, и печаталась техническая документация родного предприятия, на котором отдавали команды в армии и дублировали французские фильмы на киностудии им.Горького, на котором учили во всех университетах и общались во всех "зонах" (перечень можно продолжать).

И вне всяких сомнений, если бы СССР с его политикой ассимиляции просуществовал еще несколько десятилетий, украинцы стали бы в собственной республике меньшинством, а украиноязычные украинцы - были бы вытеснены в узкое "культурно-этнографическое гетто". Потому-то и ждали с нетерпением результатов переписи 2001 года. Они должны были показать: удалось ли изменить эту крайне неприятную для будущего украинства тенденцию?

Специалисты предполагали, что количество граждан Украины, которые признают себя россиянами, уменьшится, - за счет тех, кто в свое время поспешил "переписаться" из украинцев. И данные переписи подтвердили эти предположения. Количество россиян по сравнению с переписью 1989 года уменьшилось на 26,6%, а удельный вес россиян в общем количестве населения сократился на 4,8 процентного пункта и составил 17,3%.

Вместе с тем в национальном составе населения Украины безоговорочно преобладают сегодня украинцы, которые составляют 77,8% от общего числа населения. За годы, прошедшие со времен переписи 1989 года, вопреки общему сокращению населения государства на 3 млн., количество украинцев не только не сократилась, а и возросло на 0,3%, а их удельный вес среди жителей Украины – возрос на 5,1 процентного пункта. Самые "украинские" области – это Ивано-Франковская и Тернопольская (более 97 % украинцев). Вместе с тем единственный "русский" регион – Крым (58 % россияне, 24 % - украинцы). Во всех других областях (даже на Востоке и Юге) - значительное преимущество украинского населения.

Конечно, такие сдвиги не могли иметь место за счет миграции: массового бегства россиян на "историческую родину" у нас (в отличие от отдельных государств Средней Азии), к счастью, не было. А жертвами "трудовой эмиграции" в поисках заработка становились в равной мере и россияне, и украинцы. Просто большое количество граждан Украины поступили так же, как и выходец из глухого села Чайкино на Черниговщине Леонид Кучма, который еще в 1990 году в документах Секретариата Верховной Рады УССР значился "русским", а уже в 1992 году, став не простым депутатом, а премьером, сделался "украинцем".

Определенные сдвиги произошли и на языковой почве. Украинский язык считают родным 67,5% населения Украины, что на 2,8 процентного пункта больше, чем по данным переписи 1989 года. Русский язык определили как родной 29,6% населения, по сравнению с прошлой переписью этот показатель снизился на 3,2 процентного пункта. Это значит, что 85,2% этнических украинцев считают родным украинский язык, 14,8% - русский. Среди этнических россиян единодушие значительно выше - 95,9% считают родным русский, и только 3,9% - украинский.

Конечно, приведенные выше цифры не отражают реальной языковой ситуации в сегодняшней Украине. Социологам хорошо известно, что термин "родной украинский язык" часто означает сегодня определенный родственный сентимент (или политическую установку), а не последовательное использование данного языка на работе или дома. Число "последовательных украинофонов", если верить социологам, значительно ниже от тех 67,5%, которые назвали украинский - родным, и колеблется между отметками 45-50% (при еще 30% тех, кто говорит лишь на русском, и остальными, которые пользуются, по обстоятельствам, обеими языками, или просто "суржиком").

Интересно, что из представителей других национальностей самыми
"украинизированными" являются поляки. 71% поляков считает родным украинский язык, лишь 12,9% - польский, а 15,6% - русский. И это понятно, так как поляки традиционно проживают в селах и городах преимущественно украиноязычных Житомирщины и Хмельнитчины. Вместе с тем самые "русифицированные" - греки и евреи. Для более чем 80% представителей этих народов родным является русский язык. И это - тоже понятно, так как евреи живут преимущественно в русскоязычных больших городах, а греки - в сильно русифицированном Приазовье.

Вообще же часть других языков, которые назвали родными, по сравнению с 1989 г. увеличилась на 0,4 процента и составила 2,9%. В этом то и заключены обнадеживающие процессы национального возрождения десятков этнических групп, которые в бывшем СССР были, казалось бы, окончательно ассимилированы еще в 1930-е (когда закрылись их национальные школы, ликвидирована национальная пресса, театры, репрессирована национальная интеллигенция).

Словом, результаты переписи оставляют украинцам шанс. Их удельный вес в Украине сегодня такой же, каким был в середине 50-х гг. прошлого столетия. Приблизительно такая же часть детей, как и тогда (около 70%) посещает сегодня украинские школы. То есть стремительной "принудительной украинизации" не произошло. Произошел лишь естественный возврат к показателям, которые существовали до разворачивания новой волны русификационной политики конца 1950-х (ее начало связывают с принятием нового школьного законодательства СССР, которое ознаменовало сокращение числа "национальных" школ).

Но уже те цифры, которые зафиксировала перепись, убеждают - россияне в Украине могут претендовать на роль большого, уважаемого - и все же национального меньшинства. С комплексом "национального большинства бывшего СССР" им придется попрощаться - хотя это прощание психологически для многих будет непростым.

А относительно русского языка - так он (в своей специфической, отличной от нормативной "мхатовской" разновидности) никуда не денется. Еще долго он будет доминировать во многих сферах общественной жизни независимой Украины. И дай Бог украинскому языку когда-то хоть немного отвоевать позиции в бизнесе, спорте, развлекательных или программах FM-студий - словом там, где он как не звучал, так и до сих пор не звучит.

Но это - уже другая тема. Важно другое - учитывая результаты переписи по крайней мере номинального статуса "единственного государственного" украинского языка уже никто, кажется, не отберет.

Автор – доктор физико-математических наук, писатель

"Украинская правда" в Threads

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
18:57
В 15, граничащих с Россией, громадах Сумщины ввели дополнительные ограничения
18:46
КолонкаСаакашвили: в Грузии происходит практически революция против "русского мира"
18:40
В 2023 году каждым десятым новым предпринимателем в Польше стал украинец
18:37
Несмотря на критику Запада, правительство Грузии пообещало принятие закона об "иноагентах"
18:36
Google сделал ИИ-приложение Gemini доступным в большем количестве стран, среди них и Украина
18:35
Эмбрионы (не) будут уничтожать? Что нужно знать о законопроекте Минздрава, который возмутил репродуктологов
18:30
В апреле "Укрбургаз" установил новый рекорд по бурению скважин
18:26
В Германии экстремисты сожгли дом главы Rheinmetall из-за поставок оружия в Украину
18:23
Минобороны будет работать с одной из крупнейших спутниковых компаний, чтобы ограничить съемки территории Украины
18:20
Руководителю морского порта "Черноморск" пытались дать 12 миллионов взятки
Все новости...