Партнерский сбор УП. Задонать на дроны и РЭБы

Задушит ли Кучма собственное политическое дитя?

Вторник, 1 апреля 2003, 16:04
В четверг украинский парламент очередной раз попробует сдать экзамен на политическую полноценность – на способность действовать самостоятельно. В соответствии с распорядком дня заседаний, Верховная Рада может рассмотреть законопроект о выборах народных депутатов. Очень своевременный свежачок в связи с провозглашенным Кучмой изменением системы власти.

Документ предусматривает, что выборы в парламент проходят по чисто пропорциональной схеме. Это то, чего два года требует оппозиция и то, что месяц назад "гарант" обещал воплотить в своем реформаторском запале.

Но есть один нюанс, который может плохо сказаться на судьбе этого законопроекта. Новая инициатива – законопроект не Кучмы, а народных депутатов. Он уже рассматривался в сессионном зале. И был направлен на доработку, а, затем, сейчас выносится на повторное первое чтение.

Тогда это был законопроект социалиста Рудьковского и эсдека Мельничука (который теперь работает губернатором Черниговщины). Сейчас к этому дуэту в соавторы пришли еще трое депутатов – коммунист Пономаренко, Ключковский из "Нашей Украины" и даже член НДП – депутат Олуйко.

Наличие в авторском коллективе двух членов большинства ставит их фракции в непростую ситуацию. С одной стороны, своих надо поддерживать. И это значительно повышает теоретические шансы на прохождение закона: двести голосов оппозиции плюс возможные полсотни из СДПУ(О) и НДП.

Но, с другой стороны, очень большой вопрос, отважатся ли пропрезидентские силы голосовать за закон, выпестованный оппозицией. При том, что только началось "всенародное обсуждение" реформ Кучмы. Вдруг народ изобретет другую форму пропорциональных выборов! Гавриш с Иоффе уже предлагали оригинальную модель…

Банковой есть к чему прицепиться в проекте Рудьковского и Ко. Например, здесь ни словом не упоминается никакой двухпалатный парламент. Срок полномочий – четыре года. То есть нарушена Кучмина логика об избрании Рады, президента и местных органов власти в течение одного года на пять лет.

Нормы, изложенные на 96 страницах, во многом перекликаются с действующим законом о выборах. За исключением, разумеется, главного отличия – никаких мажоритарщиков.

Граница прохождения в парламент – 4%. Депутатом по списку партии или блока может стать или член партии, или внепартийный гражданин.

Среди нововведений:

В новом законе сократились ряды СМИ, которым запрещено агитировать за или против партий, оценивать предвыборные программы. Предлагается, чтобы это касалось не всех, а только государственных и коммунальных медиа, которые могут это делать только на рекламных основаниях.

Авторы законопроекта считают, что не следует делать секрета из размера доходов кандидата в депутаты. Декларация может размещаться на официальном сайте ЦИК.

Увеличен размер залога, который партия или блок должны внести за участие в выборах – до полумиллиона гривен. Сейчас это – 15 000 не облагаемых налогами минимумов, то есть 255 тысяч гривен. Победителям деньги возвращают, взносы аутсайдеров перечисляются в бюджет.

В проекте закона также предлагается, чтобы партии без ограничений тратили деньги на агитацию за себя – нет предельной границы предвыборного фонда. Изменен также механизм использования этих ресурсов – предлагается, что деньги со счета будут иметь возможность снимать не только центральный штаб партии или блока, но и 225 окружных штабов.

Иначе предлагается формировать и избирательные комиссии. В действующем законе иметь своего представителя могут лишь победители предыдущих выборов или члены партий, которые имеют фракцию в парламенте. В проекте же предусмотрено, что это право получат все партии и блоки, принимающие участие в выборах.

Еще в законопроекте встречается странная норма: нельзя отвечать отказом в отпуске на предвыборную агитацию любым кандидатам, кроме президента Украины или народных депутатов. То есть допускается, что глава государства тоже может заседать в парламенте. Вместе с тем Конституция запрещает президенту занимать еще какую-то представительскую должность.

И последнее. Одним из аргументов "против" пропорционального закона у пропрезидентских сил было предположение, что, мол, оппозиция утвердит закон, а потом будет требовать роспуска этой Верховной Рады. Так вот, в проекте закона записано, что он вступает в силу с 1 июня 2005 года.

То есть гипотетические коварные планы невозможны. И кучмистам срочно надо придумывать новые причины. Или ссориться с Кучмой. По словам Александра Мороза, он запретил голосовать за этот закон, когда встречался с большинством по поводу отправки РХБ-батальйона в Кувейт.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования