Партнерский сбор УП. Задонать на дроны и РЭБы

Украина, в которой пока есть за что бороться

Понедельник, 29 декабря 2003, 19:13
О событиях последней недели писать тяжело, но надо. Мы стоим в начале решающей драки за власть в этом восточноевропейском или западноазиатском государстве. Ближайшие месяцы покажут, который из этих эпитетов пристанет к Украине.

Верховенство права или верховенство закона? Между этим надо выбирать, пытаясь понять или осудить оппозицию, которая превратила парламент то ли в цирк, то ли в сцену злой драмы.

Конечно, "Наша Украина", Блок Юлии Тимошенко и Соцпартия вышли за рамки закона. Но они заслуживают оправдания. Почему? Объяснение очень упрощенное или даже примитивное. Потому что, четко придерживаясь верховенства закона, Сталин расстреливал миллионы, а Лукашенко выстраивал диктатуру.

Когда на украинский переводят какой-то документ международной организации, то в тексте иногда можно встретить требование внедрения "верховенства закона". Эта ошибка переводчика может создать ложное представление о главной ценности демократического мира.

Только верховенство права. Только оно позволяет демонтировать тоталитарные режимы, требовать социальных гарантий, исторической справедливости или просто сидеть на траве в центре Лондона. Верховенство права – это то, что не нащупывается руками, но наполняет легкие воздухом свободы.

Чтобы понять разницу, Кучме вместе с сопровождающим его Медведчуком во время правительственных консультаций в Берлине зимой 2004 надо сходить в одно историческое место. Выход на метро "КохШтрассе", музей берлинской стены на "Чекпойнт Чарли".

Здесь находился пропускной пункт из американского сектора Западного Берлина в советскую часть города. В одной из квартир размещен частный музей, где среди экспонатов – устройства для перевозки людей через берлинскую стену: от воздушных шаров до чемоданов, в которые запаковывали беженцев из советской Германии.

Но значит, что этот музей восхваляет нарушителей закона – ведь все перебежчики сразу становились предателями, а перевозчики – их соучастниками. Но этот музей – мемориал верховенству права. Принципу, который не позволяет закону становиться инструментом в руках тирана.

Выборы-2006 переносятся на 2004

Война, которая на минувшей неделе развернулась в парламенте, была единственным возможным ответом власти. Которая попыталась превратить тоталитарную президентскую Украину в такую же точно, но парламентскую.

Ющенко ошибся с реакцией на призыв к политреформе. Вместо "нет" он должен был сказать "да". И возглавить процесс разработки изменений в Конституцию. Вести себя цинично и, как Сусанин, завести политреформу в чащу, из которой не было бы уже возврата. Возможно, попутно ему удалось бы добиться главного – пропорционального закона о выборах.

Однако, власть с самого начала держала инициативу в своих руках. В таких условиях теряют смысл аргументы тех, кто обвиняет оппозицию из-за поведения на протяжении последних дней. Мол, им надо было проголосовать все три законопроекта и дальше стараться протолкнуть свои изменения в Конституцию.

На самом деле, компромиссы с властью возможны в одном – тебе дается право выбрать способ изнасилования. На этапе подготовки вопроса социалисты пытались действовать конструктивно – в результате ни одно из их принципиальных требований не было учтено.

Призыв к диалогу с Банковой – это аудиокассета, записанная для прослушивания на тусовках международного сообщества. В действительности власти нужно одно – передать главные властные полномочия в стране тому органу, который Ющенко не сможет возглавить в 2004. Хоть Союзу адвокатов, хоть Федерации футбола...

Также понятно, что власть не устроит такой сценарий, по которому всенародные выборы президента-2004 идут перед выборами президента парламентом-2006. Бомба заложена в последовательности выборов.

Если Ющенко станет президентом-2004, то он гарантировано проведет в парламент-2006 как минимум 151 своего приверженца. Популярный пропрезидентский блок поддержит народ. Далее. Этот новый парламент должен избрать нового президента. Но предположим, что Ющенко дает команду своему 151 соратнику не принимать участие в выборах. В результате не набирается 300 голосов, которые нужны для избрания президента в парламенте. Ющенко остается президентом. Верховная Рада распускается. Все начинается по новой.

Эта идиотическая хронология понятна всем. Тем более Медведчуку. Именно поэтому он знает, что единственным путь спасения – норма, по которой выборы президента в Верховной Раде должны состояться уже в 2004. И конституционную подмену, которая переключит на этот сценарий, надо сделать в последний момент.

Добиться этого легко. Во втором чтении изменения в Конституцию будут голосоваться постатейно. Все нормы проголосуют, а последнюю – переходные положения, которые гарантируют в 2004 всенародные выборы президента – проголосовать не смогут. Ну, СДПУ(О) "случайно" пропустит сессионное заседание.

И тогда все – новые положения Конституции с избранием главы государства 300 депутатами начинают действовать прямо в 2004. Но 300 голосов для выборов нового президента силами этой Верховной Рады найти будет невозможно. И Кучма остается и.о. президента, а парламент, в соответствии с подкорректированной Конституцией, распускается.

А мы-то думаем, почему Медведчук так усердно занимается строительством партийной системы?.. Потому что понимает: выборы в Верховную Раду могут состояться на два года раньше.

Ющенко как Саакашвили

Именно поэтому оппозиция выбрала вариант "дурдом в парламенте". Она должна уже сейчас блокировать конституционную реформу – чтобы она была нелегитимно проголосована не только во втором чтении, но и в первом.

Изменения в Конституцию, принятые поднятием рук, станут вызовом европейской демократии. И если раньше Европа не очень понимала тонкости политреформы в Украине, то теперь даже жителям Лихтенштейна ясно, почему Банковая любой ценой хочет провести ее до октября 2004.

Можно не сомневаться, что украинский вопрос будут по срочной процедуре слушать на сессии ПАСЕ в январе. Для внесения его в повестку дня надо 2/3 голосов евродепутатов. Они гарантированы – как известно, на осенней сессии ПАСЕ все решения, которые раздражали украинскую власть, были приняты не 2/3 голосов, а 7/8. Для голосования резолюции нужна вообще простая половина голосов. Они также гарантированы. А среди предложений, которые будут звучать на январской сессии, будет стоять требование приостановить (впервые в истории Совета Европы) членство Украины.

Конечно, на такой резкий шаг Страсбург может не пойти. Но внимание Европы на Украине будет сконцентрировано.

Здесь надо выразить отдельную благодарность депутату из "Трудовой Украины" Татьяне Засухе, у которой в день внесения изменений в Конституцию было хорошее настроение. В момент голосования она решила поднять две руки. Поступок лауреата ордена "Герой Украины" оценили фотожурналисты.

Теперь фото с Засухой, которая голосует за Конституцию двумя руками, активно тиражируется. Сложно придумать лучшую иллюстрацию коварности кучмизма как для аудитории простых граждан, так и для евродеятелей. Так что после окончания революции новой украинской власти следует вручить Засухе еще одну медаль.

А жесткий ответ оппозиции на изменения в Конституцию показал, что она готовится именно к радикальному сценарию.

Неделя противостояния в парламенте сплотила оппозицию сильнее, чем полтора года периодической борьбы. Более того, намного ценнее другое достижение – из утопических мечтаний о едином кандидате в президенты от четверки в конце концов выкристаллизовалась тройка "Наша Украина", БЮТ и СПУ.

Еще две недели назад, по возвращении из Канады, Тимошенко измеряла, у кого большие шансы на победу – у Ющенко или кандидата от КПУ, СПУ и БЮТ. А второе лицо Соцпартии Иосиф Винский предлагал Мороза как единого кандидата от четверки. Сегодня Тимошенко называет Ющенко Саакашвили, а Винский замещает Мороза в штабе оппозиции.

Итак, к достижениям парламентского противостояния можно отнести окончательный отказ от мифа о какой-то четверке. Вместе с тем, оппозиционерам из трех фракций прививают чувство локтя, созданы рабочие группы: депутатов распределили по сферам ответственности. Из-за отсутствия Мороза часть СПУ все чаще смотрит в сторону Ющенко. На базе тройки создается прообраз единого штаба.

Правда, пока не понятно, где он будет применяться – в борьбе против изменений Конституции или в президентской кампании. Похоже на то, что оба процесса будут совмещены.

Популярнейший аргумент против оппозиции по итогам этих событий – вот, мол, они показали свое лицо. Оппозиция это тоже понимала, когда устроила балаган под куполом. Поэтому очевидный вывод – Ющенко начинает сценарий революции. Быстрой не выйдет – потому что праздники. Будет ползучая революция. Главная проблема – как перебросить мостик негодования с декабря на январь, когда из-за праздников две недели выпадают из жизни.

Кучмунисты

Главной загадкой прошлой недели было отсутствие в Киеве Мороза. Мысли о безответственности Мороза члены СПУ старались развенчать заявлениями, что лидер поехал отдохнуть, поскольку его присутствие ничего не изменит. Возможно, это и так, но для демонстрации политической солидарности он должен был стоять рядом с Ющенко и Тимошенко. Как известно, приход на похороны также ничего не меняет в судьбе покойника.

Вывод из этого может быть лишь один – Мороз не хотел фигурировать на фоне парламентских баррикад. Возможно, он рассчитывает стать посредником в парламентской войне, которая снова вспыхнет в январе. Возможно, он не хочет играть, когда драматургом выступает не он, а Ющенко. Возможно, Мороз избрал имидж "взвешенного политика" перед президентской гонкой.

Еще один человек, заслуживающий отдельного упоминания – лидер Компартии Петр Симоненко, который прошел точку невозвращения в игре с Банковой. Он может прикрываться программными постулатами КПУ о "власти – советам". Но нигде он не найдет в документах коммунистов доказательств, что они должны стать сообщниками Кучмы, против которого безуспешно борются 10 лет.

После голосования в прошлую среду на выбор Компартии осталось две крайности. Первая – идти с властью до конца и голосовать изменения в Конституцию в 300 голосов. При этом сознавая, что Кучме с Медведчуком не нужны выборы президента в Верховной Раде аж в 2006. Только в 2004. И в последний момент окажется, что голосует КПУ именно за это.

Другой альтернативой для КПУ является остановка на достигнутом – принятии изменений в Конституцию в первом чтении. Однако это уже не исправит факта голосования, другие три оппозиционных силы начали активную антикоммунистическую кампанию. И более всего в ней заинтересованы социалисты – так как именно к ним перейдет разочарованный в Симоненко электорат.

Кроме того, сейчас время для появления оппозиции внутри самой Компартии. Амбициозному Грачу сложно будет найти лучший момент, чтобы стать альтернативой Симоненко.

"Золотая акция" коммунистов начала вылазить боком. Потому что поведение оппозиции сплотило провластные фракции вокруг политреформы. Пропорционально напряжению, которое будет привносить тройка, плотнее будут прижиматься друг к другу и кучмисты.

Если раньше были сомнения, что все 239 большевиков как один проголосуют изменения в Конституцию, то теперь большевики вынуждены будут это сделать. На это их подтолкнут и опасения радикальности оппозиции, и разговор глаза в глаза с Кучмой и Медведчуком. Поэтому судьба политреформы сосредоточится в руках КПУ. И любое ее решение будет предательством – либо электората, либо своих предыдущих поступков и программных догм.



Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования