Партнерский сбор УП. Задонать на дроны и РЭБы

Демобилизация Лёвочкина

Понедельник, 14 июня 2004, 16:34
Главное пугало послевыборной Украины – реприватизация – нагрянуло на полгода раньше срока. Несколько дней назад запущен механизм возвращения в госсобственность, пожалуй, самого крупного объекта со времен независимости Украины. Ситуация уникальна тем, что касается как минимум четырех миллионов украинцев, которые ежеминутно пользуются услугами этого предприятия. А также крупного бизнеса России, с которой Кучма собрался строить единое экономическое пространство.

Генпрокуратура через хозяйственный суд Киева будет пытаться вернуть государству самый крупный мобильный оператор Украины UMC. Интрига в другом. По данным "Украинской правды", за кулисами этой операции стоит непубличный молодой человек по имени Сергей Лёвочкин – первый помощник Леонида Кучмы. Он же – глава наблюдательного совета "Укртелекома".


Сейчас UMC принадлежит российской компании "Московские ТелеСистемы". Ее акционер – АФК "Система", которой владеет крупный предприниматель Владимир Евтушенков, близкий к Юрию Лужкову.

На сайте "Системы" сказано, что АФК "развивает "МТС" в партнерстве с Deutsche Telekom". Говорят также, что "Система" интересовалась покупкой телеканала "Интер", однако разные источники с одинаковым напором доказывают правдивость и недостоверность этой информации.

Ситуация усугубляется тем, что реприватизация в отношении российской компании явно не с руки кандидату от власти Януковичу, который с переменным успехом ищет благословения в Кремле. Более того, есть информация, что Янукович находится в дружеских отношениях с самим владельцем "Системы" Евтушенковым.

Третий же конфуз в том, что окончательные сделки по покупке UMC, которые сейчас пытаются расторгнуть, были совершены во время премьерства Януковича. А четвертый – что реприватизацией UMC занимается Лёвочкин, который якобы считается близким к "донецким".

Сам Янукович в пятницю намерение реприватизировать UMC комментировал непонятно. "Я не убежден, что это так (что сделка незаконна)", - передает слова премьера "Интерфакс-Украина". "Это может решить только следствие, только суд. Когда мне иногда задают неудобные вопросы, я говорю, что такое время пришло – очень много политизации в разных направлениях".

В то же время "донецкий" генпрокурор Васильев говорит иначе: "есть шансы вернуть 51 процент акций UMC в госсобственность", а прокуратура хочет все "поставить на свои места".

Похоже, во власти нет единого мнения относительно истории с UMC. Первый зам главы Фонда госимущества Евгений Григоренко говорит третье: "Я знаю, что вопрос продажи UMC согласовывался на всех уровнях, со всеми мыслимыми и немыслимыми органами. Все в государстве, кто должен был высказать свою точку зрения – высказал ее. Я не усматриваю в продаже UMC никаких нарушений с правовой точки зрения".

"Если кто-то сейчас поднимает этот вопрос, то, очевидно, это просто попытка перераспределения, давления или чего-то еще перед выборами. Я думаю, здесь больше политики, чем экономики", - сказал Григоренко.

"Отчуждение имущества запрещено…"

Первое решение продать UMC было принято еще правительством Ющенко. Коротко история покупки состоит из нескольких абзацев. В ноябре 2002 года "МТС" заключила договора о покупке 57,66% в UMC за $194,2 млн. Этот контрольный пакет состоял из трех частей.

"Укртелеком" продал из госсобственности 25% - за $84,2 миллионов. Два пакета по 16,33% акций продали DeutscheTelekom (Германия) и KPN (Нидерланды). Каждый из них получил по $55 миллионов.

Кроме того, "МТС" заключило договор опциона с "Укртелекомом" о приобретении оставшейся у него 26%-ной доли в UMC за $87,6 миллионов. "МТС" реализовало опцион в июне 2003 года. "МТС" и TeleDanmarkInternational (Дания) также подписали договор опциона на покупку 16,33% доли в UMC по минимальной цене $55 миллионов. Она была продана в июле 2003 года за $91,7 миллионов.

Таким образом, "МТС" стал полным собственником UMC. И в апреле 2004 мобильный оператор решили преобразовать из СП в закрытое акционерное общество.

Но вот в начале лета настали темные дни. В самом "МТС" состояние легкого шока: по их мнению, сделка была совершена "в рыночных условиях, по рыночной цене с соблюдением всех норм действующего законодательств России и Украины".

Пресс-секретарь "МТС" Андрей Брагинский заявил, что приход "МТС" на украинский рынок "явился мощным толчком для его развития: уровень проникновения сотовой связи удвоился, мы инвестируем в развитие телекоммуникационного рынка страны, его инфраструктуры, что выгодно как государству, так и потребителям".

Инициаторы же реприватизации хотят вернуть в состав "Укртелекома" два пакета UMC, проданные "Московским ТелеСистемам". Таким образом у "Укртелекома" опять может появиться 51% мобильного оператора. В свою очередь Украина готова отдать обратно "МТС" все $171,8 миллиона, заплаченных в ноябре 2002 и июне 2003 за UMC.

Для возврата UMC видят как минимум два повода. Во-первых, был нарушен закон "О государственной программе приватизации на 2000-2002 года". А именно – в самом конце документа стоит предупреждение: "До виконання плану приватизації (в том числе и "Укртелекома") забороняється: відчужувати майно, якщо на дату укладення відповідної угоди балансова вартість таких активів або зобов'язань перевищує суму, еквівалентну 14 000 EUR..."

Понятно, что 51% мобильного оператора страны стоит дороже, чем 140 мобильных телефонов.

Собственно, на это нарушение указывал пресс-секретарь Генпрокуратуры, когда объявил о начале реприватизации UMC в среду.

Другой промах касается закона "Про особливості приватизації ВАТ "Укртелеком". Там определены "особливі принципи" продажи компании. Среди них – "збереження до та під час приватизації цілісного майнового комплексу Укртелекому". Понятно, что уход 51% UMC является потерей "цілісного майнового комплексу".

Приватизация UMC проходила при старом руководстве "Укртелекома". У нынешних боссов есть и третий пункт, вызывающий возмущение и желание переиграть приватизацию назад. Как известно, последние пакеты "мобильных" акций в собственность "МТС" перешли от "Укртелекома" и TeleDanmarkInternational. Украинский монополист связи продал свои 26% акций UMC за $87,6 миллионов, а датская компания 16,33% - за $91,7 миллион. Как такое могло случиться, что больший по размеру пакет стоил меньше?

В позиции российской "МТС" тоже есть логика: она расплатилась за предприятие, сделки были признаны законными, начала инвестировать в компанию и наращивать число абонентов – например, при помощи виртуального оператора "Джинс".

У оппонентов москвичей на это есть ответ – "МТС" должна была знать украинские законы, когда затевала покупку. Поэтому "Московские ТелеСистемы" начали наперед проигрышную игру. И должны были быть готовы, что операции купли-продажу будут аннулированы.

Новый антикризисный менеджер?

Хотя Лёвочкин возглавил наблюдательный совет "Укртелекома" в мае 2003 – еще до того, как в собственность россиян перешли последние пакеты UMC – однако власть в компании оказалась под его контролем только после смены топ-менеджеров.

В феврале 2004 был снят с должности глава правления Сергей Сичкаренко. Сейчас на его месте – Григорий Дзекон, а заместителем по корпоративным правам "Укртелекома" стал однокурсник и одногодка Лёвочкина Артем Ершов – они также в 1990-х вместе работали в банке "Аскольд".

С приходом Лёвочкина в наблюдательный совет "Укртелекома" на компанию потеряло влияние руководство Госкомитета связи. В последнем "Зеркале недели" отмечалось, что у руководителей отрасли даже отобрали иномарки, числящиеся на "Утеле" (компания "Укртелекома"). По данным "УП", речь идет о BMW стоимостью 150 тысяч, на которой ездил глава Госкомсвязи Яценко. При этом ревизионные проверки деяний бывшего руководства "Укртелекома" еще не завершены.

Реприватизацию UMC курирует непосредственно Лёвочкин. Этот факт отбрасывает сомнения, что Кучма каким-либо образом не посвящен в происходящее. 31-летний первый помощник президента Сергей Лёвочкин – сейчас главная альтернатива Медведчуку в администрации президента. Он ежедневно напрямую общается с Кучмой, присутствует на большинстве его встреч и организовывает рабочий график гаранта.

Более того, именно Кучма назначил год назад Лёвочкина главой наблюдательного совета "Укртелекома". Также Лёвочкин как "глаза президента" заседает еще в наблюдательных советах "Ощадбанка" и НБУ.

Причины, которые толкают на реприватизацию, публично озвучиваются так: из-за потери UMC значительно потерял в стоимости сам "Укртелеком". "Мы не можем нормально продать "Укртелеком" — его стоимость снижена из-за отчуждения UMC. Нам иностранные инвесторы сообщили, что не хотят покупать "Укртелеком" без UMC. Потому я против продажи UMC", - заявил российской газете "Ведомости" Григорий Дзекон, нынешний председатель правления "Укртелекома".

Согласно плану размещения акций "Укртелекома", на торги выставляется 42% госмонополиста в нынешнем виде, то есть без UMC, за 2 миллиарда гривен (375 миллионов долларов). Предложенная цена занижена. Эксперты оценивают весь "Укртелеком" без UMC в 1,2-1,6 миллиарда долларов. То есть, даже если отталкиваться от нижней планки, то 42-процентный пакет уже стоит 500 миллионов долларов; если от верхней – то 670 миллионов.

По задумке, контрольный пакет UMC должен вернуться "Укртелекому" до начала его приватизации. Что предположительно, должно поднять стоимость 42% "Укртелекома" на несколько сот миллионов долларов.

Отдельная хитрость – это закон о приватизации "Укртелекома". 30% полученных денег должны пойти на развитие компании и допэмиссию акций. В результате государство будет владеть не 51%, а более 60% акций "Укртелекома". А 42%, которые должны перейти в частные руки, размоются процентов на десять. Не удивительно, что без UMC такие условия приватизации "Укртелекома" мало кому интересны.

С другой стороны, если UMC все же будет возвращен "Укртелекому", скандалы вокруг этой реприватизации все равно сыграют против компании.

В последнем "Зеркале недели" явно проявившимся претендентом на "Укртелеком" назван консорциум компаний DCC Ахметова и турецкого Turkcell. К слову, бывший руководитель DCC Леонид Нетудыхата сейчас входит в наблюдательный совет "Укртелекома" и является первым заместителем главы Госкомсвязи.

 
Слева - Юрий Туманов
 
Кроме того, отмечает газета, на "Укртелеком" имеет влияние брат Людмилы Кучмы Юрий Туманов, глава совета "Киевстара" и близкий к "Альфа-груп" (впрочем, как и Виктор Пинчук). Однако среди россиян "Зеркало недели" называет более вероятным кандидатом в собственники "Связьинвест" (якобы из-за неравнодушия к этой компании самого Путина).

По информации "УП", заинтересованность к "Укртелекому" демонстрируют две компании с северо-запада Европы. И Лёвочкин якобы лоббирует именно западного собственника.

Приватизация "Укртелекома" должна пройти еще до выборов президента. То есть, очевидно, "Криворожсталь" – не последний скандал на почве собственности в Украине. А поскольку продать "Укртелеком" хотят вместе с UMC, то разгораться он начинает прямо сейчас.

Учитывая, что после "Криворожстали" план поступлений от приватизации за год выполнен, очередная поспешность – теперь с продажей госпакета "Укртелекома" – сразу рождает подозрения. Уход Кучмы на пенсию сопровождается ярмаркой крупнейших предприятий Украины. Цены приятно удивляют покупателей, и неприятно – экономистов.

Сами инициаторы реприватизации UMC говорят иначе – если "Укртелеком" не продать сейчас, то после октября 2004 он уйдет как средство платежа за предвыборные услуги.

Скандал с UMC явно некстати Януковичу. Некоторые члены "Нашей Украины", отвечающие за отношения с Москвой, в разговоре с "УП" не могли скрыть удовлетворения: реприватизация с участием российского бизнеса будет уместным аргументом в борьбе за благосклонность Кремля к Ющенко.

Однако, рано или поздно начало реприватизации отразится на самом UMC. А потом – и на абонентах сети, то есть случайных жертвах ошибок то ли украинского государства, то ли российских инвесторов. Понятно, что "МТС" не будет смысла развивать компанию, если они знают, что через пару месяцев могут ее потерять.

На прошлой неделе, после заявления Генпрокуратуры о начале судебного разбирательства акции "МТС" на Нью-Йоркской фондовой бирже упали на 7%. К вечеру ситуация немного исправилась и падение составило 5%.

Вообще же москвичи в этой ситуации выглядят как жертвы непонятных интриг. Представители "МТС" в московской прессе заявляли, что их приход оказал позитивное влияние на весь рынок Украины, увеличив в UMC количество абонентов сотовой связи в два с половиной раза. С другой стороны, для всех очевидно, что мобилизации Украины способствовало нечто другое – введение бесплатных входящих звонков. Потому что вместе с UMC число абонентов увеличилось у и "Киевстара".

Кстати, случайно или специально, но "Киевстару", не чужому семье Кучмы, также выгодна вся эта история с реприватизацией UMC.

С другой стороны, возвращение UMC может быть шансом удачно продать "Укртелеком". Правда, этот аргумент работает только в случае, если реприватизаторами движет именно наполнение бюджета.

Если речь идет об этом, то двуходовка с UMC и "Укртелекома" может стать экзаменом Левочкина на самостоятельное участие в политике в послекучмовскую эпоху. Источники говорят, что амбиции у молодого человека есть.

Если же мы имеем дело с очередной "Криворожсталью", и возвращенный UMC вместе с "Укртелекомом" будет прощальным подарком Кучмы "верным соратникам по борьбе", то говорить о Лёвочкине как потенциальном самостоятельном игроке сложно.

На самом деле настоящие цели реприватизации UMC четко будет видно после продажи "Укртелекома". В зависимости от того, за сколько денег и в чьих руках он окажется, будет понятно, чего добиваются нынешние инициаторы скандала.

Читайте также:

Человек за спиной президента

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования