Что с планом Зеленского? Как саботируют "первую украинскую доктрину" президента

Вечером 21 ноября 2025-го после обнародования деталей "мирного плана" США президент Владимир Зеленский обратился к украинцам.Он просил "собраться", "прийти в себя", "прекратить срач и политические игрища".
"Сейчас единство нужно нам как никогда, чтобы в нашем доме был достойный мир", – подчеркнул президент.
Мало кто помнит, но в прошлом году он также призывал украинцев к единству. 19 ноября 2024-го, в тысячный день полномасштабной войны, Зеленский представлял в Верховной Раде План внутренней устойчивости Украины.
Под аплодисменты народных депутатов, чиновников, силовиков, антикоррупционеров и руководителей судебной системы Зеленский произносил десять пунктов Плана: единство, фронт, оружие, деньги, энергетика, безопасность, общины, человеческий капитал, культурный суверенитет, политика героев.
Это далеко не первая инициатива Зеленского, упакованная в обертку Формулы или Плана. Однако, если Формулу мира и План победы он время от времени вспоминал в публичных выступлениях, то План внутренней устойчивости, будто "забил, забыл" сразу после презентации в парламенте.
"Украинская правда" напоминает, что предвидят "основы внутренней устойчивости" от Зеленского. И анализирует, какие задачи власть выполнила за год, а какие саботирует.
Единство
Что обещал президент: завершить скрининг соответствия украинского законодательства европейскому и открыть первый кластер переговоров о вступлении в ЕС в начале 2025 года.
Что произошло:
- Украина вместе с Еврокомиссией завершили скрининг законодательства 30 сентября. Но в Евросоюзе не спешат открывать первый кластер переговоров об интеграции государства.

Где мы сейчас и что делать дальше – рассказывает председатель комитета Верховной Рады по вопросам интеграции Украины в ЕС Иванна Климпуш-Цинцадзе (фракция "Европейская Солидарность"):
Мы не открыли ни одного переговорного кластера из-за искусственного вето правительства Орбана (премьер-министр Венгрии – УП).
Но удобно прятаться за венгерским правительственным вето и прикрываться положительной оценкой Еврокомиссии в отчете о расширении. Если глубже анализировать, как Украина двигалась по выполнению обязательств в 2025-м, то мы существенно замедлили скорость.
Свернули конкурсы на назначение в Офис генерального прокурора (ОГП). Это было сделано почти одновременно с атакой на антикоррупционные органы. Не выполнили ряд критически важных вещей для открытия первого кластера "Основы". Правительство пытается обманывать украинское общество, рассказывая, насколько Украина успешна в реформах.

Что касается евроатлантической интеграции, ситуация еще сложнее. К сожалению, руководство США готово обсуждать разрешение на вето России в стремлении Украины стать членом евроатлантического сообщества. Но это точно разделяют не все члены Альянса.
Я считаю, что этот внешний фактор должен нас не демотивировать, а наоборот – заставить предоставлять дополнительные аргументы, почему в интересах НАТО гарантировать членство Украины. Наши Силы обороны дают часть уникальных и особых аргументов. Но реализация политических задач в Украине затормозилась. И это работает в минус по усилению позиции наших адвокатов внутри НАТО.
Очевидно, любые вещи, которые касаются половинчатой реакции на коррупционный скандал в Украине, тоже не добавляют партнерам ни доверия, ни уверенности, что с Украиной можно иметь дело. Мы очень ценим то, что союзники ищут инструменты и механизмы, как финансово и военно продолжать поддерживать Украину в последующие годы. В то же время логично, что не чистое и неэффективное использование средств подрывает способность европейских партнеров с большей готовностью и успешностью утверждать решения в поддержку Украины.
Что с этим всем делать? Мне кажется, что как раз расследование коррупции в энергетике должно было бы дать власти возможность максимально вычистить эти Авгиевы конюшни.
Читайте также: Решение НАТО об Украине и оборонных расходах: полный текст с пояснениями
Война
Что обещал президент: стабилизировать обстановку на поле боя, создать институт военного омбудсмена, ввести новую систему военных контрактов для молодежи с "мотивационной составляющей", произвести тридцать тысяч дальнобойных дронов, три тысячи крылатых ракет и ракет-дронов в течение 2025-го.
Что произошло:
- 30 декабря 2024-го президент назначил Ольгу Решетилову уполномоченной по вопросам защиты прав военных и членов их семей. Но полноценный функционал для работы она получила лишь в октябре 2025-го. После того, как Рада приняла закон о правовом статусе и основных задачах военного омбудсмена, а Зеленский подписал указ о создании Офиса под эту институцию и назначил его руководительницей Решетилову. Правда, пока ее Офис существует только на бумаге.
- Новую систему миллионных контрактов для молодежи представители военного руководства предложили в феврале 2025-го. Речь идет о программе "Контракт 18-24". По состоянию на середину апреля, по словам заместителя руководителя ОП по оборонным вопросам полковника Павла Палисы, примерно пятьсот добровольцев присоединились к армии по этому проекту. Хотя в первую неделю с момента запуска новых контрактов в Минобороны отчитывались о более чем десяти тысячах заявок только в приложении "Резерв+".
- Пока неизвестно, сколько дальнобойных дронов, крылатых ракет и ракет-дронов удалось произвести в 2025-м. Президент избегает конкретных ответов на вопрос, удается ли Украине достичь поставленной цели.
"Украинская правда" обратилась в Министерство обороны с запросом относительно результативности программы "Контракт 18-24". Мы также спросили в МОУ, сможет ли отечественный ОПК до конца года выполнить задание президента по производству дальнобойных дронов, а также крылатых ракет и ракет-дронов. Но на момент публикации материала ответ не поступил.

Где мы сейчас и что делать дальше – рассказывает военный 413 полка СБС "Рейд" и эксперт по вооружениям Defense Express Иван Киричевский:
Наибольшее раздражение у общества вызывает заявление президента о трех тысячах ракет. Видимо, мы оказались в ситуации терминологической путаницы, когда под ракетами могли подразумеваться не классические "Нептун" и "Сапсан", а и ракеты-дроны. Речь не только о "Фламинго", но и об изделиях, которые меньше упоминаются в медиа, но наносят ущерб противнику, например, "Барс" или "Паляница".
И все же, по ракетам "Нептун" мы вышли на интенсивные применения – раз в восемь дней, раз в две недели. То есть утверждать, что план не выполнен даже на 10%, не очень корректно. Но и сказать, что мы близки к производству всех трех тысяч единиц тоже нечестно, потому что были объективные факторы, которые от нас не зависят, в частности интенсивность российских ударов. В целом мы где-то на половине пути выполнения этого плана.
По дальнобойным дронам-камикадзе ситуация выглядит явно лучше. Мы вышли плюс-минус на эквивалентное с россиянами количество объемов их производства. Это видно по тому, что украинские военные начали больше и чаще бить по территории России.
У нас часто не учитывается один момент: производство дронов-камикадзе должно быть массовым, потому что они могут сбиться с курса, упасть из-за технических поломок или под действием вражеских РЭБ. Часть из них сбивает российская ПВО. Во всем евразийском континенте Россия на втором месте после Китая по количеству противовоздушной обороны. И в большинстве случаев вражеская ПВО не справляется с нашими дронами-камикадзе. То есть у нас уже есть серьезные производственные мощности. Должны продолжать их наращивать.
В некоторых направлениях мы провисаем по сравнению с россиянами. Например, мы до сих пор не начали производить управляемые авиабомбы (КАБ), хотя имеем для этого возможности. Россияне опережают нас по уровню наработок по наземным дронам.
Что касается фронта. Даже под давлением внутренних проблем мы в стратегическом плане фронт держим. Например, падение Покровска западные СМИ предсказывали еще прошлой осенью, но бои за город продолжаются до сих пор.
Да, у нас хватает проблем, в частности с СОЧ как из боевых частей, так из учебных центров, из-за чего пополнение вовремя не поступает. Но в целом нам удается удерживать россиян.
Контракты "18-24" сыграли Украине на руку в политическом смысле – это ответ партнерам, которые высказывали претензии из-за того, что мы не мобилизуем молодежь. К тому же это форма добровольного привлечения в армию на рекрутинговых основах. Хотя количество добровольцев в возрасте 18-24 года меньше, чем ожидала власть, но этот проект закладывает стратегическую базу для развития рекрутинга в армию.
Еще один важный вопрос – введение института военного омбудсмена. Я считаю, кроме того, что надо дать реальные исполнительные механизмы этому офису, необходимо доработать обеспечение ответственности военных за правонарушения. Например, создать военную полицию.
Читайте также: Коррупция, игра в прятки и кумовство. Как миллионы "уклонистов" избегают ответственности в Украине
Экономика
Что обещал президент: продолжать детенизировать украинскую экономику, снизить давление на бизнес, поддерживать национального производителя, ввести страхование военных рисков и реализовывать социальные программы.
Что произошло:
- В июле 2025-го СНБО на год ввел мораторий на проверки бизнеса.
Руслан Кравченко сразу после назначения на должность генпрокурора взялся проводить аудит производств в отношении бизнеса. По его словам, по состоянию на конец июля 2025 года из 21 тысячи установленных дел этой группы закрыли 7 тысяч.
- Министерство экономики и Национальный банк Украины еще в прошлом году представили систему страхования военных рисков, но этот механизм до сих пор не внедрен.
- Социальные инициативы, которые Зеленский упоминал во время презентации Плана, реализуются в 2025-м.
С начала года до сентября более 4,6 тысячи украинцев воспользовались программой "еОселя". Общая сумма льготных кредитов на жилье – 8,4 миллиардов гривен. По проекту "5-7-9%" по состоянию на ноябрь украинские предприниматели получили почти 25 тысяч кредитов на более 74 миллиардов гривен. Более 14 миллионов украинцев в прошлом году получили "Вовину тысячу".

Где мы сейчас и что делать дальше – рассказывает ведущий эксперт Института экономических исследований и политических консультаций Александра Бетлий:
Детенизация – главная тема новой программы поддержки Украины от МВФ на 2026-2029 годы. В течение 2025-го в этой сфере не сделано ничего.
Я пока не вижу шагов по снижению давления на бизнес. Бюро экономической безопасности (БЭБ) и налоговая запустили процессы трансформации своей работы, но на это нужно время. БЭБ не должно быть органом с функциями: приехали, забрали документы, заморозили работу бизнеса. Реформы правоохранительных органов так и не начались.
Мораторий СНБО на проверки бизнеса – это не действенный механизм. От этого больше выиграет "теневой" бизнес, чем "белый". Кстати, представители честного бизнеса говорили, что мораторий ничего им не дает. Дело в том, что этот механизм не налаживает процесс проверок – не внедряет систему электронных аудитов.
Нам надо внедрять эффективные решения, в частности ІТ-изменения. Мы называем себя цифровизированным государством, но у нас ИТ- системы налоговой, таможни и БЭБ не скоординированы, а это необходимо для обмена данными, интеграции процессов, координации.
Все реформы требуют финансирования. На таможню нужно покупать сканеры, весы, создать новые ИТ- системы. В налоговой не хватает работников, потому что мало кто готов работать за невысокие зарплаты.
Тем временем в государстве внедряются социальные программы – "Национальный кэшбек", "еПоддержка". Я не считаю "Национальный кэшбек" экономически важной программой для Украины. Выступаю против "еПоддержки", по которой оказывают помощь всем – это популизм.
За эти деньги можно было бы сделать что-то более полезное. Например, ввести государственную программу, которая бы помогала компенсировать кредиты или урегулировать вопрос их реструктуризации (без существенных негативных последствий для банков) в случае разрушения бизнеса.
Следующий вопрос – страхование военных рисков. Законодательно у нас вроде как Экспертно-кредитное агентство (ЭКА) может страховать военные риски предприятиям. Но ЭКА сейчас страхуют прежде всего экспорт или незначительные военные риски, связанные с экспортом, поскольку не хватает капитала. И это большая проблема, потому что страхование международных игроков не распространяется на украинских производителей.
Читайте также: Налево и направо. Власть поддержит украинцев деньгами, которых нет
Энергетика
Что обещал президент: защитить энергетическую инфраструктуру, повысить энергоэффективность и рациональное потребление ресурсов, создать предпосылки, чтобы Украина стала энергетическим хабом Европы.
Что произошло:
- Операция "Мидас".
На фоне регулярных российских обстрелов энергетики и многочасовых отключений света детективы НАБУ и прокуроры САП сообщили о разоблачении высокоуровневой преступной схемы хищения средств в энергетике. Среди подозреваемых – высокопоставленные чиновники и близкое окружение президента. Через офис фигурантов коррупционной схемы прошло ориентировочно 100 миллионов долларов.
Читайте также: Одна битва за другой, или Зеленский между "Мидасом" и Трампом

Где мы сейчас и что делать дальше – рассказывает экс-руководитель НЭК "Укрэнерго" Владимир Кудрицкий:
На объектах "Укрэнерго" построено более 70 укрытий, которые позволяют защитить магистральную электросеть, то есть трансформаторы подстанций, от "шахедов".
Но трансформаторы есть не только на объектах "Укрэнерго", а еще и на объектах облэнерго, "Укрзализныци", на всех электростанциях – атомных, гидро -, тепло -. Часть этих трансформаторов начали защищать в конце 2024 года – "Центрэнерго" и "Энергоатом" объявили тендеры на строительство укрытий. И, насколько я понимаю, до сих пор ни один трансформатор не имеет надлежащей защиты.
Проблемы возникли из-за того, что в Министерстве энергетики решили не строить укрытия в 2023 и 2024 годах. Как принимались эти решения, мы слышали на "пленках Миндича", где советник Галущенко говорил подождать со строительством укрытий на атомных станциях, потому что позже можно будет откат получить не 10%, а 15%.
Из открытых источников известно, что более ста укрытий начинают строить только сейчас. Этот процесс возглавил Алексей Кулеба в октябре 2025-го. Но до сих пор не все контракты с подрядчиками заключили. Соответственно эти хранилища построят через 8-12 месяцев, то есть не этой зимой.
Одним из элементов защиты энергосистемы является развертывание объектов распределенной генерации вместо крупных советских электростанций. "Гигаватт Зеленского" так и не реализовали. В 2024 году пяти государственным компаниям поручили его развертывание – "Укрнафта", "Нафтогаз", "Укрзализныця", Оператор ГТС и Энергетическая компания Украины. Моя оценка – за полтора года сделано где-то 150 МВт.
Это говорит о том, что государственный сектор из-за бюрократических процедур и коррупции не способен эффективно и быстро развернуть этот гигаватт. Это может сделать только частный сектор. Но власть не помогает, а скорее мешает. Например, в апреле 2025-го Министерство энергетики без объяснения причин заморозило конкурс на строительство 400 МВт новой генерации, потому что победители не понравились Галущенко. Поэтому этой зимой 400 МВт у нас нет.
Поскольку мы не развернули объекты распределенной генерации, Украина пока не стала энергетическим хабом – донором электроэнергии для Европы. Ведь Украина в основном сама импортирует электроэнергию из Европы, а не экспортирует туда излишки.
Относительно энергоэффективности и рационального потребления ресурсов. Поскольку электроэнергии в стране не хватает, то население вынуждено пользоваться бензиновыми и дизельными генераторами. А это наиболее энергонеэффективный способ производства. Можно сказать, что и эта цель Плана не достигнута.
Что с этим делать? Не писать новые "планы устойчивости", а защищать энергетическую инфраструктуру. Условно говоря, сформулировали приоритетный список из первых ста объектов и быстро побежали их защищать.
План внутренней устойчивости – это лозунг. Если посмотреть на пятый пункт "Энергетика", он ни о чем. План предусматривает две неотъемлемые вещи: дедлайны и бюджет. Ну и набор действий. А эти два абзаца не предусматривают ничего. Я думаю, что этот пункт писали не энергетики, а пиар-специалисты.
Читайте также: Вас интересует тьма? Как Украина оказалась перед угрозой новых блэкаутов
Человеческий капитал
Что обещал президент: ввести институт множественного гражданства, заполнить все вакантные должности послов Украины до конца 2024-го, создать Министерство единства украинцев.
Что произошло:
- Закон о множественном гражданстве Рада приняла в июне 2025-го.
- Перезапуск дипслужбы продолжается, хоть и отстает от дедлайна. В ноябре 2024-го было 29 вакантных должностей послов Украины за рубежом.
В Министерстве иностранных дел (МИД) в ответ на запрос УП сообщили, что по состоянию на середину ноября 2025-го должности послов вакантны в 19 странах мира. Но с начала года президент назначил 38 руководителей украинских дипучреждений в разных странах – от Европы до Латинской Америки, а также представителей Украины при международных организациях.
- В декабре 2024-го Министерство национального единства создали для того, чтобы пристроить тогдашнего руководителя "Нафтогаза" Алексея Чернышова (с недавних пор известный широкой публике как "Че Гевара") на должность вице-премьера.
Он должен был бы заниматься возвращением украинцев на родину, но, по иронии судьбы, сам отказывался возвращаться из-за границы, когда на горизонте появилось подозрение в коррупции в получении неправомерной выгоды. Но впоследствии таки вернулся, предстал перед судом и вышел из СИЗО под залог.
Чернышов потерял кресло в правительстве, когда тогдашний премьер--министр Денис Шмыгаль подал в отставку в середине июля. На Банковой планировали ликвидировать Министерство единства, но во имя символизма решили этого не делать. Поэтому переименовали Минсоцполитики в Министерство социальной политики, семьи и единства.
А "приключения" экс-вице-премьера в мире подозрений от антикоррупционеров не закончились. Он является одним из фигурантов операции "Мидас" и имеет подозрение в незаконном обогащении.

Где мы сейчас и что делать дальше – рассказывает доктор экономических наук, эксперт по миграционной политике Андрей Гайдуцкий:
Практически все программы поддержки связей Украины с украинцами за рубежом, которые реализуются через министерства или другие центральные органы власти, неэффективны. Потому что политика – это очень динамичная система. Сегодня одни приоритеты – ввели программу, завтра другие – отменили.
Лучший механизм сохранения связи Украины с украинцами за рубежом – через экономические программы, через рыночные стимулы направлять заработанные за рубежом средства в Украину. Опыт многих стран доказывает, что именно через денежно--кредитные отношения формируется прочная и длительная коммуникация между властью и этносом, который находится за рубежом.
Одна из стран, которая на практике показала успешность этого механизма, Ирландия. В середине XIX века граждане массово выезжали оттуда из-за голода. Как результат, в конце XX века в Северной Америке образовалась диаспора почти в 40 миллионов человек.
Правительство Ирландии в 1990-х начало работать со своими выходцами в США и Канаде, чтобы привлечь в страну иностранный бизнес и открыть региональные офисы американских компаний. Для этого ирландские власти существенно уменьшили корпоративный налог до 10% в то время, как в среднем по ЕС он превышал 20%.
Еще один вариант – работа с трудовыми мигрантами. В этом случае, программы привлечения мигрантов строятся, исходя из миграционного цикла человека – периода в течение которого человек учится, работает, формирует сбережения за границей. Как правило, такой цикл длится от 3 до 15 лет.
Здесь лучший опыт имеют Филиппины: государство делает все, чтобы граждане ежемесячно отправляли средства на родину из -за границы – на депозит, оплату ипотеки, накопительный пенсионный счет, переводы своей семье. Например, когда у филиппинца в Канаде заканчивается миграционный цикл, он говорит: "Что мне делать в Канаде? Я еду домой, потому что все деньги дома".
Кстати, украинцев и филиппинцев в Канаде примерно одинаковое количество – и тех, и других где-то по миллиону. Только в 2024 году украинцы осуществили переводов из Канады в Украину на 75 миллионов долларов, а филиппинцы на родину – на 1,2 миллиарда долларов. Ощутимая разница.
Почему украинцу за рубежом должно быть интересно инвестировать деньги в Украину? Во-первых, это его родина. Опыт других стран доказывает, что "эффект патриотизма" работает. Во-вторых, доход от сбережений в украинских банках значительно выше, чем в стране проживания. В условиях, когда Украина беднее по уровню зарплат от Польши в три раза, а от Британии – в семь раз, я считаю, что именно экономические стимулы с привлечением финансово-банковского сектора являются единственным действенным способом поддерживать связь с украинцами за рубежом.
Этим должно заниматься Министерство экономики и Национальный банк с одной стороны – как органы власти, которые заинтересованы в притоке валюты в страну, а с другой – МИД как суппорт консульского уровня и координатор реализации таких программ через посольства. Но, по моему мнению, экономический блок правительства пока вообще не включен в работу с украинцами за рубежом.
* * *
"Все десять пунктов внутреннего Плана устойчивости вместе с приложениями к каждому пункту фактически станут первой Украинской доктриной, которая должна провести Украину от войны к миру", – подчеркивал Зеленский во время выступления в парламенте 19 ноября 2024-го.
Правда, "первая доктрина" не утверждена ни одним официальным документом – ни правительства, ни парламента. Поэтому никто не обязан выполнять задачи, заложенные в нее. Это скорее бутафория.
Как признаются двое собеседников УП, привлеченных к созданию "основ внутренней устойчивости", еще в зародыше эта история была "пустой" и "предусматривала лишь пиар президента".
Во времена, когда Украине пытаются навязать "мирный план" из-за океана, обостряется внутренний политический кризис из-за "Миндичгейта", эпоха пустых обещаний и политического пиара должна закончиться.
Вполне справедливо замечает председатель комитета Верховной Рады по вопросам интеграции Украины в ЕС Иванна Климпуш-Цинцадзе: "У нас то "Формула мира", то "План победы", то "План внутренней устойчивости", то "мощности", то "несокрушимости", то еще какой-то ерунды. Нельзя просто работать, засучив рукава? Мы в 2022 году выстояли именно потому, что услышали друг друга и работали в унисон, несмотря на все свои различия".
Ангелина Страшкулич, УП
