Ризик Юрія Тимошенка

Четвер, 21 березня 2019, 14:00

В наихудшем сценарии первого тура президентских выборов политико-технологические трюки могут подорвать общественную стабильность в Украине.

Циничные кукловоды готовы рисковать вспышкой крупного внутреннего гражданского конфликта ради обеспечения переизбрания действующего президента Украины.

Относительно плюралистическая политическая конкуренция, возникшая после распада СССР, привела к появлению новых стратегий политического манипулирования, подробно изложенных в монографии Эндрю Уилсона "Виртуальная политика: фальсификация демократии в постсоветском мире" (Издательство Йельского университета, 2005).

Этот тип особенно циничного использования различных уловок, обмана и фальсификации для достижения победы на выборах стал известен под названием "политическая технология", которая стала основным призванием тысяч выпускников постсоветских кафедр политологии.

Корни "политических технологий" восходят к методам КГБ по созданию расколов, недоверия и конфликтов среди антисоветских диссидентов и эмигрантов.

В то время как основная общественная функция традиционной политической науки состоит в том, чтобы помочь функционированию демократии, цель постсоветских политических технологий состоит в том, чтобы как можно больше воспрепятствовать тому, чтобы демократия работала должным образом.

Кто/что стоит за именем?

Один из инструментов политтехнологов в предвыборный период – словесные игры и уловки с именами кандидатов и названиями партий, с целью подорвать политическую конкуренцию через целенаправленное введение в заблуждение избирателей в их политическом выборе.

Постсоветская политика имеет богатую историю создания псевдопартий с именами и программами, специально подобранными для того, чтобы запутать избирателей в отношении идентичности и идеологий реальных конкурентов на выборах.

Пожалуй, самый печально известный такой пример – ультранационалистическая "Либерально-демократическая партия" Владимира Жириновского.

Первоначально она была изобретена в 1990 году поздним советским режимом как инструмент для того, чтобы дискредитировать и оттеснить реальное либерально-демократическое движение, появившееся в конце СССР в то время.

С тех пор были сотни примеров выборов на постсоветском пространстве, на которых избирателей запутывали появлением так называемых "технических" партий и кандидатов, названия и/или программы которых звучали так же, как и у какой-то подлинной политической силы, чью электоральную поддержку они были призваны разбавить.

Можно было бы надеяться, что Украина преодолела эту патологию, по крайней мере на национальном уровне, после почти 30 лет независимости и трех продемократических восстаний, так называемых Революции на граните 1990 года, Оранжевой революции 2004 года и Революции Достоинства 2013-2014 годов.

Читайте також: 

Армія клонів. Хто такі технічні кандидати та кому вони заважають

Справа техніки. Як заробляють технічні кандидати

Увы, на президентских выборах этого года наблюдается удивительно вопиющее возрождение грязных стратегий политического обмана, среди которых использование по крайней мере двух сугубо "технических" кандидатов.

Выставление двух никому не известных претендентов на пост президента Украины в 2019 году – Юрия Тимошенко, солдата-добровольца, и Юлии Литвиненко, тележурналистки, – явно преследует цель запутать избирателей в день выборов.

Конечно, каждый гражданин Украины имеет право выдвигать свою кандидатуру на выборах. Тем не менее, эти два кандидата являются настолько маргинальными политическими деятелями, что они даже не упоминаются в большинстве опросов общественного мнения, опубликованных в преддверии выборов.

Появление этих двух имен в избирательном бюллетене, который избиратели получат 31 марта 2019 года, является явной попыткой ввести в заблуждение некоторых из тех, кто хотел бы избрать Юлию Тимошенко.

Определенное количество избирателей, вероятно, поставит свою галочку не в той строке в списке кандидатов в президенты и отметит не Юлию Тимошенко, а миньонов Юрия Тимошенко или Юлию Литвиненко.

Безусловно, у них обоих есть биографии, согласно которым они не являются абсолютно непригодными к участию в украинской политике. Тем не менее, большинство украинцев не смогли бы идентифицировать этих двух лиц, за которыми не стоят ни известные публичные профили, ни какие либо серьёзные политические организации или кампании.

ЛжеТимошенко

Появление этих грязных стратегий манипулирования выборами можно было бы рассматривать как незначительный инцидент. Но это явление заслуживает внимания, по крайней мере, по трем причинам.

Во-первых, успешная регистрация в качестве кандидатов в президенты Юрия Тимошенко и Юлии Литвиненко была бы невозможна без молчаливого одобрения того самого государства, которое в настоящее время пользуется широкой поддержкой Запада.

Президент Украины, парламент, правительство, Генеральная прокуратура и Центризбирком разрешают эту и другие хитрости в преддверии президентских выборов, несмотря на их громкую приверженность "западным стандартам" и "европейским ценностям", как и помпезное декларирование Украиной скорого вступления в ЕС и НАТО.

То, что этот и другие "политико-технологические" обманы все еще активно используются в стране с ратифицированным Соглашением об ассоциации с Брюсселем и Хартией о стратегическом партнерстве с Вашингтоном, должно дать повод для раздумий западным партнерам Киева.

Реклама:
Во-вторых, в течение последних двух месяцев явно манипулятивные кандидатуры Юрия Тимошенко и Юлии Литвиненко в связи с изменением результатов опросов общественного мнения приобрели потенциальное значение, которого у них раньше не было.

В результате внезапного подъема кандидата в президенты Владимира Зеленского, борьба за второе место в первом туре президентских выборов 31 марта превратилась в главную интригу этого голосования.

Согласно опросам, Зеленский скорее всего победит в первом туре. Но пока что остается открытым вопрос, кто займет вторую позицию и продвинется во второй тур выборов 21 апреля – нынешний президент Петр Порошенко или оппозиционерка Юлия Тимошенко.

Только первые два финалиста мартовского тура имеют шанс стать избранным президентом на итоговом голосовании в апреле.

В последние недели опросы общественного мнения дают противоречивые результаты о том, кто станет вторым в первом туре.

В некоторых опросах Порошенко опережает Юлию Тимошенко. В других она занимает второе место после Зеленского, а Порошенко занимает третью позицию. Это будет означать, что действующий президент не дойдет до второго тура и не будет иметь шансов на переизбрание, снова таки если верить опросам.

Доля поддержки Порошенко и Тимошенко в большинстве опросов, касающихся первого тура, близка или даже очень близка друг другу.

В такой ситуации доселе просто неуместные "технические" кандидатуры Юрия Тимошенко и Юлии Литвиненко стали политически взрывоопасными.

Теперь стал возможен сценарий, при котором Юлия Тимошенко могла бы занять третье место в первом туре выборов, но не будет готова смириться с таким результатом ввиду влияния двух "технических" кандидатов на голосование.

Такая позиция Тимошенко обретет легитимность в том случае, если разница между ее поддержкой избирателей и победным результатом Порошенко будет примерно такой же или даже меньше, чем проценты, полученные политическими марионетками Юрием Тимошенко и/или Юлией Литвиненко.

Проблематичный аспект такого исхода станет особенно серьезным, если Порошенко затем победит в противостоянии с Зеленским во втором туре. В таком случае было бы правдоподобным утверждать, что Юрий Тимошенко и/или Юлия Литвиненко украли президентство у Юлии Тимошенко.

Безусловно, у Украины есть свой способ справиться с такой ситуацией.

Осенью 2004 года украинская элита и население не приняли результаты второго тура президентских выборов, на котором обманным путем одержал победу Виктор Янукович. За этим последовало двухмесячное избирательное восстание, известное как Оранжевая революция, в которой, кстати, Юлия Тимошенко сыграла немалую роль.

Второй тур выборов был повторен 26 декабря 2004 года, после чего 23 января 2005 года президент Украины Виктор Ющенко (и патрон Петра Порошенко) был должным образом введен в должность президента Украины.

На фоне этого и других украинских восстаний не исключено, что в случае получения Порошенко избирательного преимущества, Украина может стать свидетелем новых массовых протестов разочарованных избирателей Тимошенко.

Если разница между Порошенко и Юлией Тимошенко будет меньше, чем доля избирателей, отдавших голоса за Юрия Тимошенко и/или Юлию Литвиненко, сотни тысяч демонстрантов по всей Украине могут начать требовать повторения первого тура выборов.

Принципиальное отличие такого нового восстания от восстания 2004 года будет в том, что, учитывая огромное количество огнестрельного оружия, которое в настоящее время циркулирует среди украинцев, оно может легко перерасти в насилие.

После меня хоть потоп

Третий и главный тревожный аспект кандидатур Юрия Тимошенко и Юлии Литвиненко заключается в том, что такие потенциально взрывоопасные политические манипуляции происходят в то время, когда Украина ведет войну за выживание.

Безусловно, вероятность вышеописанного сценария низкая. Порошенко может оказаться третьим или придти вторым, но маржа его результата, по сравнению с результатом Юлии Тимошенко, будет достаточно значительной, чтобы избежать принципиальных вопросов о легитимности его прохождения во второй тур.

В таком случае Юлия Тимошенко не смогла бы, по крайней мере, в этом отношении, утверждать, что избиратели были обмануты, а выборы были украдены с помощью этой конкретной "политической технологии".

Ситуация двойственного характера возникнет только в том случае, если Порошенко победит Юлию Тимошенко с очень незначительным преимуществом.

Возможность такого исхода в первом раунде невелика, но тоже не равна нулю. Даже если шансы на такой сценарий крошечные, ставки – огромные.

Уличные конфронтации внутри Украины между прозападными силами, в которых может использоваться огнестрельное оружие, может привести к восторженному празднованию в Москве и глубокому разочарованию на Западе.

Хуже того, вероятные крупные гражданские беспорядки в Украине могут предоставить Кремлю возможность вырвать еще один кусок украинской территории или даже полностью сокрушить украинское государство.

Опять же, это вряд ли произойдет. Но такой результат не может быть полностью исключен в случае поражения Тимошенко в результате применения особенно грязных "политических технологий".

Тот факт, что нынешние власть предержащие готовы пойти на такой, пусть даже маловероятный, риск ради сохранения своей власти, не внушает оптимизма.

Такие азартные игры являются яркой иллюстрацией продолжающихся аморальности и псевдопатриотизма на словах яро проукраинского действующего клана, доминирующего в настоящее время в Киеве.

Большинство западных наблюдателей надеются на продолжение президентства Порошенко после апреля 2019 года. Учитывая опасные инструменты, которые "политтехнологи" Порошенко используют для обеспечения такого сценария, их ожидания в отношении его возможного второго срока не должны быть слишком большими.

Андреас Умланд, специально для УП

Колонка – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст колонки не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ній піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора колонки.
Реклама:
Шановні читачі, просимо дотримуватись Правил коментування

ДІЯ на експорт. Чим український GovTech приваблює закордонних партнерів

Справедливість, що шкодить. Які наслідки матиме рішення про "покарання" українців за кордоном

Коли запрацює еАкциз в Україні

Що наші діти дивляться на YouTube українською?

Чому "клуб білого бізнесу" - дуже погана ініціатива?

"Ти цілий день живеш його життям": повсякдення доглядальниць за пораненими ветеранами